Казачья Сеть Казачья Сеть

    

КАЗАКИ 
ИСТОРИЯ
ВОЙСКА И РЕГИОНЫ
КАЗАЧЬИ ПЕСНИ
КАРТЫ
БИБЛИОТЕКА
ГРАФИКА
ТРАДИЦИЯ
УНИФОРМЫ
ДЕЛА ВОЕННЫЕ
ОРУЖИЕ
ССЫЛКИ
ГОСТЕВАЯ КНИГА
ФОРУМ
НАЧАЛО

 

 КТО РАСЧИСТИТ «АВГИЕВЫ КОНЮШНИ» РОССИЙСКОЙ ЭТНОЛОГИИ?

Еще 11 мая 2000 года, бывший атаман ВКО ВВД, а ныне представитель Президента РФ в Совете Федерации, казачий генерал В.Ф. Хижняков направил письмо в адрес президента Российской академии наук Ю.С. Осипова относительно фиксации казаков в ходе Всероссийской переписи населения. С аналогичным запросом в Госкомитет РФ по статистике (Госкомстат России) обратился и ответственный секретарь Национального Совета Донских казаков В.П. Попов. Национальный Совет создан по инициативе Войскового Атамана В КО ВВЦ казачьего генерала в.П. Водолацкого.

Мы публикуем текст ответа в Национальный Совет из Госкомстата, а также письмо директора института этнологии и антропологии РАН В.А. Тишкова президенту Российской академии наук /О. С. Осипову на тему, фиксации казаков в предстоящей в октябре 2002 года переписи населения Российской Федерации. Редакция сочла необходимым сопроводить эти два документа комментарием.

Кто сталкивался с древнегреческой мифологией или, на худой конец, смотрел голливудский фильм «Подвиги Геракла», должен помнить историю со скотным двором Царя Элиды, некоего Авгия, которые много лет не убирались. Вся эта история завершилась тем, что славный Геракл, сломав стену скотного двора авгиевских конюшен, отвел туда воды двух рек, и они в один день унесли все то, что скапливалось годами.

Сегодня в роли этакого «коллективного Геракла» выступает большая часть казачьих организаций России. Вы прочитали письменные умозаключения главного российского этнолога о казачестве. Что можно сказать об этом? Налицо полное непонимание (или нежелание знать) сущности казачества, незнание (или нежелание знать) фактов истории. И это легко можно доказать.

Начнем с основополагающего, с пресловутого сословия. Сотни лет жило казачество, считая себя народом, и только через 128 лет после военной агрессии дворянского войска Петра I на Дон, а именно 1 января 1836 года узнало, что историческое название их родины изменено - Земля Донских казаков стала называться Землей Войска Донского, а их самих БЕЛЕНО считать ВОЕННЫМ СОСЛОВИЕМ. Это произошло после вступления в силу «Положения об управлении войском Донским». Как писал донской историк Н.С. Коршиков, «военная колония России - страна донских казаков, обладавшая большими природными богатствами, напоминала стреноженного коня, поскольку самодержавие, как феодальный институт не могло пойти на радикальные преобразования в своей военной колонии, и поэтому на Дону на долгие годы было искусственно законсервировано средневековье в его первозданном виде». Кем зафиксировано - надеюсь, объяснят не надо.

«Средневековье» длилось 81 год, а затем пришел конец империи, рухнувшей также быстро и неожиданно, как башни нью-йоркского торгового центра. Едва рухнула империя, как казаки на июньском (1917 год) общеказачьем съезде устами представителя Терского Войска Ткачева, официально заявили, что «казачество – это народ, а не сословие, которое можно было бы уничтожить». Ткачев не изобрел ничего нового. В написанной еще в 1778 году книге инженер-генерал-майора Александра Ригельмана, обрусевшего немца, «История о Донских казаках», сразу с первых строк и сообщается:

«Считают себя природою не от московских людей, и думают заподлинно только обрусевши, живучи при России, а не русскими людьми быть.

Современный донской историк В.Н. Королев в одной из лекций упомянул о том, как два казака из Черкасского округа жестоко избили друг друга за то, что один из них назвал другого русским. Случай этот произошел в начале XX века. Другой историк, профессор А.В. Венков на страницах журнала «Дон» в 1990 году писал, что в первом журнальном варианте Шолоховского «Тихого Дона» казачество было названо нацией. В1930 году казачий историк, генерал-майор И.Ф. Быкадоров в изданной в Праге книге «История Казачества», указал на следующее: «Если же мы примем во внимание, что вхождение извне в состав Донского Казачества, прилив чужой крови совершенно прекратился только в начале XVIII века, т.е. 200 с небольшим всего лет назад, после чего оно стало развиваться в самом себе, то должны признать, что Донское казачество является самой молодой национальностью в Европе».

Первым стал отрицать права казачества, как народа. Лидер российских коммунистов В. Ленин. 1 марта 1920 года он выступил на т.н. «съезде трудового казачества», на котором по докладу Ленина была принята специальная резолюция: «Казачество отнюдь не является особой народностью или нацией, составляет неотъемлемую часть русского народа. Поэтому ни о каком отделении казачьих областей от остальной России... не может быть и речи». Ленину было чего бояться, ибо, как писал А.В. Венков, именно «на начало XX века приходится всплеск этнического самосознания казаков. Осознание себя народом, как отдельного этноса, обычно совпадает с быстрым ростом местной культуры». Здесь можно вспомнить П. Краснова, Р. Кумова, М. Шолохова, А. Серафимовича, Ф. Крюкова...

Завершая сословную тему, можно вспомнить, что после полного упразднения всех внешних и внутренних элементов сословной организации казачества, как полагает азовский историк В.П. Трут, советская власть занялась скрытым расказачиванием. Что это такое? - «Под скрытым расказачиванием мы понимаем целенаправленную деятельность с целью ликвидации всех присущих специфических этнических признаков, когда в результате осуществления комплекса различных мероприятий, должны были полностью уничтожены все этнические свойства казачества, характеризовавшего его как этнос. На сохранившиеся особенности этнического самосознания казаков, их культуры и быта постоянно оказывалось соответствующее воздействие. Внешне же официальные власти пытались представить дело таким образом, будто бы всех этих особенностей этнического порядка вовсе не существует».

Не далече как в начале 80-х гг. XX века, лет так за шесть-семь до возникновения организованного" казачьего движения, ростовский обком КПСС раздавал ростовским газетам строгие внушения «За излишне уважительное отношение к казачеству». То есть, за то, что казаки именовались казаками - напоминать об этом не следовало! Чем занимались тогда в институте этнологии и антропологии?

В документе, подписанном Тишковым, говорится, что среди казаков, дескать, было много разных народов. А среди, скажем, русского народа, нет представителей разных народов? Уровень имперского антиказачьего мышления ярко отразился в энциклопедическом словаре «Народы мира» (Москва, 1994). Там говорится, что «в казаках, кроме русских и украинцев, были и представители других народов: калмыки, ногаи, татары, кумыки, чеченцы, армяне, башкиры, мордва, буряты». Кубанский историк Виталий Глущенко заметил, что авторам этого словаря нужно было бы (если нужно. А если не нужно?) знать, что все перечисленные - «это казаки приписные, «обращенные» в казаки жители Российской Империи и участия в этногенезе казаков они, как народ или нация не принимали, хотя отдельные представители их в казачестве побывали.

В. Глущенко ставит проблему: почему казачество загнали в сословие, чем до сих пор, третий век, тычут в глаза все, кому не лень? И отвечает: «Исследователи каждого века были людьми этого века, служили интересам того строя, при котором они жили. Его интересам в тот или иной период. И как бы они не рассуждали, то все равно проводили главную мысль - казаки от русских. Да мыслимо ли было царям признавать казаков народом, если они возглавляли почти все крупные восстания. Истории было угодно, чтобы огнем и мечем, кнутом и пряником, используя веру, давая казакам их же землю, на которой они издревле жили, играя на общности русского с казачьим языком, царям удалось добиться, что казаки зарекомендовали себя как воин-народ, преданный своему многонациональному отечеству. Справедливость по отношению к казакам начала торжествовать только в начале 90-х годов XX века, тогда в числе репрессированных народов назвали и казаков».

 

Иван Шапошников

 

Источник: «Донские Войсковые Ведомости»
№ 6 (127), 24 ноября 2001 г.

 

spm111@yandex.ru

 

Copyright © 1996-2002 Cossack Web. All rights reserved.

Реклама