Казачья Сеть Казачья Сеть

    

КАЗАКИ 
ИСТОРИЯ
ВОЙСКА И РЕГИОНЫ
КАЗАЧЬИ ПЕСНИ
КАРТЫ
БИБЛИОТЕКА
ГРАФИКА
ТРАДИЦИЯ
УНИФОРМЫ
ДЕЛА ВОЕННЫЕ
ОРУЖИЕ
ССЫЛКИ
ГОСТЕВАЯ КНИГА
ФОРУМ
НАЧАЛО

 

 «БРАТИНА» 

Трагедия истребленного казачества, сравнимая с холокостом, геноцидом армян и истреблением североамериканских индейцев, не ограничена почти полным физическим уничтожением этого субэтноса. Как всякое преступление против человечества, связанное с поголовной гибелью народа, оно растянуто во времени и не заканчивается с последним выстрелом палача или последней погребенной жертвою. Вместе с уничтоженным народом гибнет и его культура.

Сегодня мы даже представить не можем, какой огромный культурный пласт унесли с собою безвременно погибшие народные сказители, певцы и музыканты казаки. Потеря казачьего народного искусства и, в первую очередь, музыкального фольклора, горше и оттого, что в имперской России, казаки находились на положении людей второго сорта, на положении военных рабов. Легенда о «беглом» происхождении казачества, государственная точка зрения на историю этого субэтноса, как на сословие, сложившееся из «плохих русских», которые бежали на окраины государства, разбойничали, а затем «раскаялись, повинились» и стали «государевыми слугами», долгие годы не позволяла взглянуть на казаков, не как на конных солдат с лампасами и шашками, а как на этнический реликт, сохранивший и развивший в своей народной культуре величайшее наследие всех степных, предкавказских и иных народов, живших прежде русскоговорящих казаков. Изучением культуры казачества почти никто не занимался, видя в них только особый род войск – иррегулярную кавалерию.

Убеждение, что казаки – наиболее отсталая, костная, полуфеодальная часть русского народа, славная только своим воинским удальством, привело еще к одной беде – созданию псевдоказачьей музыки, особенно популярной в предреволюционной России и в Советском Государстве. И до сегодняшнего дня «казачья» тема популярна наряду с матрешками, расписными плошками и частушками. Но, как придуманная художником Милютиным на основе японской коробочки для лакомств, знаменитая сегодня, «Русская матрешка», никакого отношения не имеет к народному творчеству, так и нынешние «казачьи» песни, во множестве исполняемые с эстрады, никакого отношения не имеют к казакам.

Подлинное же народное казачье пение остается не только малоизвестным, но даже малопонятным рядовому слушателю, который, как правило, приходит в восторг, когда слышит старинное казачье пение, но затем обязательно спрашивает: «На каком языке это исполнялось?»

Замкнутые в железную клетку военного сословия, казаки, вольно или невольно, сохранили очень многое из музыкального культурного наследия прошлых времен, из того, что давно утрачено в остальной России и Европе. И даже сегодня, каким-то чудом через уцелевших носителей народной казачьей культуры, которых можно пересчитать по пальцам одной руки, сумели сохранить уникальную казачью песенную традицию.

Интерес к казачьим ансамблям, исполняющим подлинную казачью музыку, возник в конце девяностых годов и сыграл грандиозную роль в возрождении казачества. Достаточно сказать, что после гастролей первого подлинно народного казачьего ансамбля «Казачий круг» под руководством Владимира Скунцева, начинали возникать казачьи объединения и землячества в местах нынешнего проживания потомков казаков.

Не уступает в художественных достоинствах и в мастерстве « Казачьему кругу» и санкт-петербургский ансамбль «Братина», который вот уже более шести лет объединяет знатоков и любителей казачьего пения.

Возглавляет ансамбль Юрий Чирков, но вполне с принципами казачьей морали и миропонимания трудно сказать, кто в ансамбле главный, кто второстепенный. Казачья демократия воплощается не только в общежитийном смысле, но даже в манере пения, когда каждый исполнитель ведет свою партию, свою мелодию, и только единое стремление и единое мировоззрение позволяет всем стройно сливаться в единый многоцветный хор.  

Несмотря на то, что многие участники хора имеют профессиональное музыкально образование «Братина» – коллектив, в лучшем смысле этого слова, народный. Он объединяет людей разных возрастов, разных профессий и разного культурного уровня, он студента до доктора математических наук. Сливаться же в творчестве в единое целое певцам позволяет не только общность происхождения, но и жгучая любовь к своему, к подлинному, к старинному казачьему искусству.

Результат удивителен! Многие песни, которые давно не поются в казачьих землях, восстановлены и распеты в «Братине». Не впервые возникает феномен обратной связи, когда сохраненные мастерами и подвижниками, шедевры народного пения возвращаются в обесголосивший и онемевший, за годы истребления и нужды, народ и снова становятся ему необходимы. Так, в шестидесятые годы, Государственный ансамбль Грузии ездил по деревням и обучал крестьян петь их собственные народные песни, которые когда-то были записаны в этих селах, а затем исчезли вместе с носителями народной памяти.

Это же делают и казачьи фольклорные ансамбли. И, в частности, «Братина». Долгие годы, по крупицам собирая выдающиеся образцы, жемчужины народного пения, обучаясь «с рук» у чудом уцелевших народных исполнителей и перенимая их манеру исполнения, «Братина» сегодня щедро раздает накопленное, в первую очередь, потомкам казаков давно оторванным от Родины, возвращая им родную речь и неповторимое родное пение.

Репертуар «Братины» огромен. И в планах ансамбля не только выступления и концерты, но создание своеобразной антологии казачьей музыки разных казачьих областей. Существует ансамбль непросто, поскольку не только никакой государственной поддержки не имеет, но не имеет от своих выступлений и заработка. Это самодеятельный ансамбль, не в смысле мастерства, а в смысле материального обеспечения.

Горячая любовь к своему, казачьему искусству и талант, позволяет ансамблю не только сохранять и развиваться как уникальному певческому коллективу, но постоянно расширять репертуар и диапазон влияния на слушателей. Как правило, после гастролей ансамбля начинают объединяться и петь потомки казаков разбросанных по всему миру.

Это происходит потому, что пение «Братины» во многом эталонно. Ансамблю удается сохранить равновесие между мастерством и исполнительским уровнем и искренностью.   Этот уникальный хор поистине народен, и в том, что и как поют казаки, и в том, как они понимают мир, и в том, как живут. А всякая подлинность обязательно находят и слушателя и ценителя и самого искреннего почитателя и последователя.

И поют и не думают, какой подвиг совершают своим служением. Но слушателю позволительно подумать о том, что песня и молитва рождаются из чистого сердца, что несколько мужчин стройно ведущих сложную мелодию, и мало заботящихся о том, слушают их или не слушают, подпевают, приплясывают или плачут под их пение, возвращают своею искренностью и талантом, своим умением и трудом  голос народу пережившему геноцид, онемевшему от горя и крови. Народу, который потерял все, кроме памяти... Вот к ней то они и обращаются. А пока жива, память жива и надежда на воскресение.

 

Б. Алмазов

 

Вернуться на сайт ансамбля «Братина»

 

spm111@yandex.ru

 

Copyright © 1996-2002 Cossack Web. All rights reserved.

Реклама

Пресс волл на свадьбу по материалам http://for-event.ru.