|
Подборка цитат, касающихся казаков, из работ Л.Н. Гумилева.
Выбор верыЛ. Н. Гумилев Выступление в
Ленинградской Духовной академии на II Международной конференции, посвященной
1000-летию крещения Руси (31 января - 5 февраля 1988 г.) В 846 г.
патриарх Фотий отправил на Русь
миссионеров, и они основали в Киеве
первую православную общину. А за три года
до этого святой Кирилл (философ
Константин) совершил путешествие в
Хазарию и окрестил некоторое количество
хазар, которые положили начало донским
казакам. Источник: *
* * * * Где она, страна Хазария?Л. Н. Гумилев, Б. И.
Кузнецов Опубликовано в еженедельнике Неделя. - 1964. - 7-13 июня. Поскольку
развалины Итиля, находившегося в пойме
Волги, смыты Каспием в XIII
веке и Саркел (на Дону) был заселен не
хазарами, а гарнизоном из наемников-кочевников,
наши находки приобретают большое
значение. Мы должны отрешиться от
традиционного взгляда на хазар как на
кочевников. Географические условия, в
которых развивалась хазарская экономика
и культура, показывают, что здесь был
возможен только оседлый образ жизни,
основанный на садоводстве, охоте и
отгонном скотоводстве.
Источник: ЗИГЗАГ ИСТОРИИЛ. Н. Гумилев Опубликовано // Л.Н. Гумилев. Этносфера: История людей и История природы. – М.: Экопрос, 1993. - 544 с. - 366 с. Может
показаться, что, утверждая невозможность
существования активного этноса без
пассионарного толчка, мы погрешили
против собственного тезиса. Например,
хазары стали известны византийским и
персидским авторам в IV в., а армянским - в Ш в.,
но ни меридиональный толчок II
в. (от Скандзы до Палестины), ни широтный
толчок IV в. (от
Аравии до Северного Китая) не должны были
их задеть. Каким же образом объяснить
особенности их этногенеза в течение
тысячи лет и образование многочисленных
реликтов: гребенских и нижнедонских
казаков, астраханских татар и караимов
Крыма? Короче говоря, хазары вели себя как
"полноценный" этнос, прошедший все
фазы развития, но за счет чего? Русский
летописец правильно сопоставляет хазар
со скифами [42, ч.1, с.14], под которыми его
источник, Георгий Амартол, подразумевал
древнее, досарматское население южной
части Восточной Европы [там же, ч. II, с. 223]. В то время, когда степные
водораздельные пространства
захватывались последовательно сарматами
(III в. до н. э.),
гуннами (IV в.
н. э.), болгарами (V
в.), аварами (VI
в.), мадьярами и печенегами, хазары
спокойно жили в густых прибрежных
зарослях, недоступных для кочевников, с
коими они всегда были врагами. Благодаря
столь благоприятным природным условиям
хазары - потомки древнего европеоидного
населения Западной Евразии - жили как
этнос-персистент до конца VI
в., когда ситуация изменилась крайне
резко и неожиданно. Самая важная
роль в хазарском этногенезе выпала на
долю новорожденного этноса древних тюрок
- тюркютов, как принято их называть, чтобы
избежать терминологической путаницы -
смешения этого этноса с прочими
тюркоязычными племенами.
Возникли тюркюты так, в 439 г. небольшой
отряд князя Ашина бежал из Северо-Западного
Китая от победоносных и безжалостных
табгачей. Состав этого отряда был пестрым,
но преобладавшим этносом были сяньбийцы,
т. е. древние монголы. Поселившись на
склонах Алтая и Хангая и смешавшись с
аборигенами, тюркюты сделали своей узкой
специальностью плавку железа и
выделывание оружия. В 552 г. их первый хан -
Тумын - одержал победу над жужанями,
господствовавшими в Степи в IV-V вв. Так был создан Великий тюркютский
каганат. Младший брат
Тумына, хан Истеми, был поставлен во главе
войска, имевшего задачей подчинение
западных степей. Истеми дошел до Дона и
берегов Черного моря. Некоторые племена
бежали от него, другие подчинились силе
оружия, а третьи сочли за благо помочь
завоевателю, дабы разделить с ним плоды
победы. В числе последних оказались
хазары и болгарское племя утургуров,
жившее между Кубанью и Доном. Когда же в
начале VII в.
Великий каганат распался, то хазары и
утургуры оказались в составе Западного
каганата. Те и другие искренне помогали
своим новым правителям в войнах против
Византии и Ирана. Однако в Западно-Тюркютском
каганате два племенных союза образовали
две партии, боровшиеся за власть над
бессильным ханом. Утургуры примкнули к
одной, а хазары, естественно, к другой
партии, а после ее поражения приняли
убежавшего царевича себе в ханы (650 г.). [Подробно
см.: 3, с.171; 23, с. 238.] Через 8 лет Западно-Тюркютский каганат был захвачен войсками империи Тан, что пошло на пользу хазарам, принявшим сторону ранее побежденного царевича, и во вред болгарам-утургурам, лишившимся поддержки верховного хана (658 г.). Вследствие этого хазары около 670 г. разгромили болгар, и те разбежались - кто на Каму, кто на Дунай, кто в Венгрию, а кто даже в Италию. Эта ситуация
укрылась от поверхностных взоров
арабских путешественников тем более
легко, что дети от смешанных еврейско-хазарских
браков и даже сами евреи в X
в. стали называть себя хазарами. Потому-то
арабские географы различали "черных"
и "белых" хазар как два разных этноса,
живущих совместно в одном государстве (см.
выше). Поэтому-то и нужно ввести два
термина: "иудео-хазары" и "тюрко-хазары" Забегая вперед,
скажем, что в XI
в. потомки тюрко-хазар (аборигенов)
отказались от своего этнического имени и
стали называть себя сначала по-славянски бродниками,
а потом по-тюркски казаками. Тогда
этноним "хазар" сохранился за
потомками евреев, но лишь до конца XI
в., когда этнос исчез с исторической сцены. * * * Поскольку
восточные степи оказались весьма
негостеприимными, хазары устремились на
северо-запад и начиная со второй половины
IX в. заселили
террасы Нижнего Дона, куда принесли с
собой культуру терского винограда.
Четыре надпойменные террасы Дона плавно
переходят в водораздельные степи, но уже
на второй террасе проявляются черты
азональности - колки леса, заросли ивняка
и т.п., что обусловило образ жизни алан,
хазар и казаков. Автору удалось в 1965 г.
найти на Среднем Дону небольшое
поселение, содержащее керамику всех эпох
- от X до XII
в., что указывает на культурную
преемственность населения долины Дона
независимо от внедрения в нее инородных
этнических элементов. Разумеется,
этой ветви хазар сравнительно с другими
повезло. В 860 г. они приняли православие от
св. Кирилла и благодаря этому вошли в
состав христианской общины, вследствие
чего установили дружбу с крымскими
готами, греками и аланами. А прочие
продолжали нести тяготы налогов, снизить
которые хазарское правительство не могло,
даже если бы оно этого хотело. Источник: * * * * * "Мы абсолютно самобытны"Интервью со Львом Николаевичем Гумилевым Опубликовано в "Невское Время", среда 12 августа 1992 г. Источник: *
* * * * "ИСКАТЬ ТО, ЧТО ВЕРНО"Интервью со Львом Николаевичем Гумилевым. Опубликовано в "Советская литература" - 1990 - N1. - С. 72-76. - Так и у
Шолохова сколько угодно диалектизмов
можно найти.. Но ведь читают "Тихий Дон",
и как еще читают! - Часто
пропуская целые фразы и не утруждая себя
попытками уточнить значение незнакомых
слов. - В этом я с вами
соглашусь. Мало уже кто, читая Шолохова,
понимает, что такое "курень". Я был на
Дону и знаю историю. Курень - просто дом, в
котором жили казаки. Когда-то это была
полуземлянка, где горел огонь, топилась
печка, и там курилось что-то. Но у Шолохова
есть неточности. Он писал про казаков "хлопцы".
И всем вроде все понятно. Но это неверно.
"Хлопцы" - украинское слово, а не
донское. Хлопец - это паж, слуга, а не казак.
Нельзя было даже сказать "мужик". Так
называли великоросских, северных
крестьян. - А может,
причины нашего незнания истинного
значения слова "курень" в другом, в
трагической судьбе казаков? Может, слово
это исчезло из нашей речи насильственным
путем, после обрушившегося на казаков в 30-е
годы геноцида? Казаков-то теперь почти и
не осталось. - Это так,
казаков уже почти и нет. Исчезают
потихоньку и казацкие слова. Это, конечно,
процесс печальный. Источник: * * * * * Историко-философские сочинения князя Н.С. Трубецкого(заметки последнего евразийца)Л. Н. Гумилёв Источник: *
* * * * ЧЕРНАЯ ЛЕГЕНДА
|
аланы IVв. | хазары | бродники | казаки донские и гребенские |
гунны | болгары и венгры | половцы | ногайцы и кумыки |
Так
определилось место хазар в истории
народов нашей Родины.
Источник:
http://gumilevica.kulichki.net/articles/dk.html
*
* * * *
Гумилев Л. Н.
Итак,
пути хазар и иудеев разошлись навсегда.
Потомки древних хазар в долине Дона
приняли наименование "бродники".
Потомки бродников впоследствии сменили
этноним: они стали называться казаками.
Тесные связи с Черниговским княжеством,
русский язык, ставший обиходным, и
православие, принятое еще в IX
в., позволили им войти в русский этнос в
качестве одного из его субэтносов.
*
* *
Неправильно
считать "славянской рекой" Дон IX в. На верхнем Дону в это время обитали "чики"
- этнос отнюдь не славянский, позднее
слившийся с хопёрскими казаками,
а между Донцом и славянским Днепром жили
савиры, до XVII
в. выделявшие себя из числа русских.
Поэтому обращение закавказских христиан-санарийцев
к "сахибу ассахалиба" в 853 г. может
быть отнесено к любому сильному вождю
любого племенного союза.
*
* *
Не
были кочевниками и тюрки (см. выше), около
зимников развивалось земледелие, как у
казаков - донских и запорожских - и у
ногайцев. Разница между "лесом" и "степью"
была не так уж велика, тем более что в XII
в. степь была покрыта островками леса:
рощами и борами. Их истребили люди в XIX в.
*
* *
Сами
американцы стыдятся того, что их предки
выдавали премии за скальп индейца, как за
хвост волка. У нас, к счастью, нет причин
стыдиться прошлого. Наши предки дружили с
половецкими ханами, женились на "красных
девках половецких", принимали крещеных
половцев в свою среду, а потомки
последних стали запорожскими и
слободскими казаками, сменив
традиционный славянский суффикс
принадлежности "ов" (Иванов) на
тюркский - "енко" (Иваненко).
На
Дону монголы обрели союзников. Это был
этнос бродников, потомков православных
хазар и предков низовых казаков.
Бродники населяли пойму Дона и
прибрежные террасы, оставив половцам
водораздельные степи. Оба эти этноса
враждовали между собою, и потому бродники
поддержали монголов. Благодаря помощи
бродников монголы ударили по половецким
тылам и разгромили Юрия Кончаковича, а
хана Котяна, тестя Мстислава Удалого,
отогнали за Днестр.
Источник:
http://gumilevica.kulichki.net/ARGS/index.html
Гумилев Л. Н.
Вариант
длительного сосуществования при
постоянной вражде прекрасно описан Л. Н.
Толстым, наблюдавшим стычки гребенских
казаков с чеченцами. Но он верно отметил
взаимное уважение двух соседних этносов
и настороженность казаков к солдатам,
которые на Тереке были пионерами
ассимиляции казаков великороссами.
Последняя завершилась в начале XX
в.
*
* *
Возвращаясь
к проблеме этнических контактов,
необходимо прежде всего ставить вопрос
об уровне, на котором контакт
осуществляется (см. табл. 2). Сочетание
двух и более консор-ций и конвиксий
нестойко. Оно ведет или к распаду, или к
образованию стойкой формы субэтноса. На
субэтническом уровне смешение
трактуется как "неравный брак" с
особой "не нашего круга", причем
ступень социальной лестницы часто не
имеет значения. Так, еще в XIX
в. казаки рассматривали брак с
крестьянами и даже дворянами как "неравный",
хотя последние были куда богаче и знатнее
казаков. Мне удалось услышать сентенцию,
ведущую начало, видимо, со Смутного
времени: "В Писании сказано: не
водитесь жиды с самаряна-ми, а казаки с
дворянами". Конечно, этого ни в каком
"писании" нет, но как на это похоже
отношение курдов к персам и армянам!
Нищий пастух-курд не решается
представить родным жену-персиянку, если
не будет известно, что у нее пышная
генеалогия. Так же сохраняли себя албанцы
в Османской империи, баски - в Испании,
шотландцы-гайлендеры - в Великобритании,
патаны - в Гиндукуше. Они образовали с
другими субэтносами стойкие этнические
целостности на основе симбиоза,
укрепленного эндогамией. В центральной
части Евразийского континента формы
симбиоза этносов проявлялись очень ярко
еще в глубокой древности.
*
* *
В XIV
в. потомки обрусевших хазар сменили
русское название "бродники" на
тюркское "казаки". В XV-XVI вв. они стали грозой степных ногаев и,
перенеся войну в Сибирь, добили их
последнего хана Кучума. Получив
подкрепление от московского
правительства, они за один век прошли
Сибирь до Тихого океана. Нуждаясь в
пополнении, они охотно принимали в свои
отряды великороссов, но всегда отличали
их от себя.
Источник:
http://gumilevica.kulichki.net/EBE/index.html
Гумилев Л. Н.
*
* *
Для
пограничных пассионариев были
характерны объединения более высокого
порядка, поскольку в ходе войны с
татарами или ногайцами отношения со
своими боярами переставали иметь какое-либо
значение. Например, на Дону образовался
особый субэтнос, впоследствии ставший
этносом, - казаки. Они принимали к себе
всех беглых крестьян и чувствовали себя
совершенно самостоятельными. Неизменно
признавая московского великого князя
своим государем, они недолюбливали бояр и
представителей тогдашней бюрократии -
дьяков. Независимость Дона была
зафиксирована в двух емких формулах: "С
Дону выдачи нет" и "Мы не кланяемся
никому, окромя Государя". Казаки не
были склонны считаться с мнением
московского правительства, часто
своевольничали и назывались в царских
письмах когда разбойниками, когда ворами,
когда убийцами, когда государевыми
изменниками. Но все же московские
чиновники и казаки видели друг в друге
своих, и потому на Дон неизменно
приходили караваны с зерном, водкой, "зельем"
(порохом), свинцом и... просьбами к
атаманам-молодцам навести хоть какой-нибудь
порядок.
*
* *
Как
видим, с самого начала освоения Сибири
казаки шли на восток не одни. В конце XVI
- начале XVII в.
активно шло в Сибирь и население русского
Севера, прежде всего жители Великого
Устюга, желавшие попытать счастья за
Каменным поясом. Обычно каждый отряд (ватага),
отправлявшийся в Сибирь, состоял из
основного ядра - казаков - и примкнувших к
ним устюжан. Все они назывались "землепроходцами".
Казаки и великороссы вместе продвигались
через дикие места, перетаскивали лодки
через пороги, сражались плечом к плечу и
при этом всегда помнили, кто из них казак,
а кто русский - устюжанин. Судя по
материалам такого авторитетного
исследователя северо-востока Сибири,
каким был В.Г.Богораз (Тан), разница между
потомками казаков и великороссов
сохранялась там до начала XX
в.
*
* *
Всю
зиму Петр провел в Воронеже за
строительством флота и подготовкой
второго похода. На новые воронежские
верфи было согнано несколько десятков
тысяч человек, и ценой неимоверных
лишений для людей и затрат для казны к
весне было построено несколько крупных
кораблей. Вместе с русскими в поход на
Азов выступили украинские и донские
казаки, а также калмыцкая конница. И надо
сказать, что успех второго штурма Азова
был обеспечен не вновь построенными
крупными кораблями, а небольшими
маневренными лодками донских казаков.
Мобильные казацкие суденышки внезапным
нападением на турецкие корабли рассеяли
их и позволили русскому флоту
беспрепятственно выйти из Дона в
Азовское море. Судьба крепости была
решена, и после двух месяцев осады турки
на условиях почетной капитуляции
покинули Азов.
*
* *
После
возмущения 1698 г. стрелецкое войско сошло
с исторической сцены, хотя формально его
упразднили позднее. Так окончилась жизнь
консорции московских стрельцов: из
группы людей, объединенных общей судьбой,
она сначала превратилась в конвиксию -
группу, связанную общим бытом, - а затем
была уничтожена, не успев вырасти в
субэтнос, как это случилось с
раскольниками, или стать этносом, как
казаки.
Источник:
http://gumilevica.kulichki.net/R2R/index.html
Оцифрованные тексты работ Льва Николаевича Гумилева любезно предоставлены создателями сайта Gumilevica.
Copyright © 1996-2002 Cossack Web. All rights reserved.