Казачья Сеть Казачья Сеть

    

КАЗАКИ 
ИСТОРИЯ
ВОЙСКА И РЕГИОНЫ
КАЗАЧЬИ ПЕСНИ
КАРТЫ
БИБЛИОТЕКА
ГРАФИКА
ТРАДИЦИЯ
УНИФОРМЫ
ДЕЛА ВОЕННЫЕ
ОРУЖИЕ
ССЫЛКИ
ГОСТЕВАЯ КНИГА
ФОРУМ
НАЧАЛО

 

ЦЕРКОВНО-СЛУЖЕБНАЯ ЖИЗНЬ И ПРИЧТ

Указ о придании Петропавловскому собору статуса кафедрального храма столицы императрица Анна Иоанновна подписала за два года до его освящения, в 1731 году. Однако упорядоченные систематические службы в нем начались только с 1737 года, когда был утвержден штат собора. По штату при соборе состояли: протоиерей, он же — настоятель, че­тыре священника, один протодиакон, два диакона, пять дьячков, пять пономарей и одна просвирня.

С 1737 года в соборе начали регулярно проходить архиерейские служения, отправлявшиеся по установленной очередности высшими иерархами русской церкви, специально для этого присылавшимися в Петербург. На этих службах обязательно должно было присутствовать духовенство соборных церквей столицы, а в отдельных случаях для сослужения приглашались и приходские священники.

В Петропавловском соборе, как епархиальном центре, производили священников в архиепископский сан и рукополагали Санкт-Петербургских митрополитов. Первую свою службу новый митрополит должен был проводить сразу после рукоположения здесь же, в соборе.

Однако с 70-х годов XVIII века собор Петра и Павла начинает постепенно утрачивать свое кафедральное значение. Одной из причин тому было перемещение центра городской жизни с Городского на Адмиралтейский остров, где находился Зимний дворец.Шла интенсивная застройка территории домами знати и обывателей  и кафедральные службы все чаще и чаще проходили в храмах, ближе расположенных к новому центру. Весной же и осенью, во время ледохода и ледостава, Петропавловский собор оказывался совершенно отрезанным от левобережной части города, и в документах того времени, объяснявших причины переноса кафедральных служений, непосредственно указывалось — «за опасностью Невы».

Но главная причина заключалась в том, что значение собора как императорской усыпальницы играло все большую и большую роль в его жизни, а сочетать с этим функции кафед­рального собора становилось все сложнее.

Окончательная утрата собором кафедральных функций произошла в 1858 году, когда императорским указом главным храмом Петербурга был объявлен новопостроенный Исаакиевский собор. Одновременно изменилось штатное расписание Петропавловского собора. Теперь при нем находились: настоятель, ключарь, два священника и два диакона, четыре дьячка и четыре пономаря, три звонаря и просвирня. В 1859 году здание Петропавловского собора из епархиального подчинения перешло в ведение Придворной строительной конторы Министерства императорского двора, а указом Александра III от 7 апреля 1883 года причт, имущество и архив были переданы в Придворное духовное ведомство.

Особенности использования Петропавловского собора вносили свои коррективы в церковно-служебную деятельность. В нем никогда не отправлялись такие христианские таинства, как крещение и венчание. Обряд отпевания совершался только над усопшими членами императорской фамилии, и лишь в отдельных случаях делались исключения для тех комендантов Петропавловской крепости, которых хоронили на Комендантском кладбище в ограде собора.

С момента освящения храма его церковно-служебная жизнь в значительной мере определялась тем, что он был императорской усыпальницей. С течением времени отправление поминальных служений стало одним из главных в деятельности причта, хотя священнослужители собора не имели при этом полной самостоятельности: по преимуществу заупокойные службы проводились высшими иерархами Русской Православной церкви.

Расписание заупокойных служений окончательно сформировалось к середине 1850-х годов и в дальнейшем лишь немного корректировалось. Службы совершались в дни рождений, тезоименитств и в дни смерти императоров и императриц, покоившихся в соборе. Поминание же великих князей и княгинь, погребенных здесь, приурочивалось к ближайшей дате в расписании, но в отдельных случаях проводилось самостоятельно. Сложившийся порядок был закреплен в «Табели поминовений в сем соборе, повсегодно совершаемых в разных месяцех и числах по Великих государех и императорех и императрицех и по высокой их фамилии». В ней регламентировались не только дни поминовения, но и то, на каком церковно-иерархическом уровне должна проходить служба. Последние исправления в Табель были внесены в 1895 году после смерти последнего императора, похороненного в соборе — Александра III. Отдельные службы должны были проводиться по тем числам, на ко­торые выпадали дни памяти императоров, им­ператриц, а также тех цесаревичей, великих князей и княгинь, ближайшие родственники которых были еще живы и могли выразить желание присутствовать на обряде. Членами Синода осуществлялись службы в дни поминовения Петра I и императоров, императриц и цесаревичей, скончавшихся после 1855 года (первым в этом списке был Николай I). По императорам и императрицам от Екатерины I до Александра I служили викарные епископы. Службы по великим князьям и княгиням отправляли иерархи более низкого ранга — «чередные» архимандриты. В конце XIX века было установлено 28 дней, по которым в соборе совершались поминовения.

В такие дни в Петропавловском соборе бывало большое скопление людей. Священник А. А. Дернов под впечатлением от литургии и панихиды 28 августа 1895 года, в день тезоименитства трех покойных императоров — Александра I, Александра II и Александра III — описал происходившее: «Необычный вид представлял собор Петропавловский... Тысячи богомольцев, людей разного звания и состоя­ния окружали со всех сторон собор, который весь наполнен множеством богомольцев — фабричных рабочих, пришедших поклониться гробницам царей наших, почивающих в соборе.

Посредине собора, начиная от самых царских врат до находящегося в самом центре собора архиерейского амвона, протянулись два ряда хоругвей, под сенью которых протянулись также два ряда икон, образовавших две сплошные стены. Всю левую сторону занял хор фабричных певчих — мужчин, женщин, детей.

При входе в собор крестный ход был встречен соборным причтом, после чего тотчас же началась литургия, совершенная соборно с хором Л.-гв. Гренадерского полка. На панихиду после литургии вышло 9-ть священников и 4 диакона. Пели два хора. Поминали на ектениях всех императоров и императриц, почивающих в соборе. Умилительно было видеть, когда во время пения: «со святыми упокой» и «вечная память» — вся церковь преклонила колена и только над этою коленопреклонен­ною массою колыхались хоругви и виднелись иконы.

В конце литургии настоятелем собора Прот[оиереем] И. Степ. Нечаевым сказано было соответствующее случаю слово.

Потом крестный ход пошел обратным порядком». Во время заупокойных служений в собор часто приезжали здравствующие члены императорской семьи, желавшие присутствовать на литургии или панихиде по своим усопшим родственникам. О таких посещениях священнослужителей собора заранее уведомлял комендант Петропавловской крепости, получавший информацию о них от гофмаршала. Одновременно комендант уточнял, как следует подготовить собор к приезду высочайших особ. Распоряжения касались в основном убранства помещения, но обязательным условием был запрет для доступа в храм посторонним лицам. В тех случаях, когда двери Петропавловского собора оказывались закрытыми для простых богомольцев и посетителей, специально для них совершалась еще одна заупокойная служба, но уже после отъезда из крепости членов императорской фамилии.

Причт Петропавловского собора не только участвовал в архиерейских служениях, но и самостоятельно отправлял многочисленные поминальные службы, что было связано с неурочным прибытием в собор высочайших особ, желавших отслужить панихиду по тому или иному усопшему родственнику. О необходимости провести такую службу гофмаршал и комендант Петропавловской крепости заблаговременно извещали причт для того, чтобы сделать в соборе необходимые приготовления: перенести или вовсе отменить обычные ежедневные службы, удалить из собора всех посторонних, убрать помещение коврами. Кроме членов царствующего дома, выражали желание отслужить панихиды у императорских гробниц и представители государственных учреждений, общественных организаций, воинских частей, учебных заведений. Обычно эти просьбы удовлетворялись.

Панихиду могли заказать и частные лица. Это можно было сделать не только при посещении собора, но и выслав ходатайство и деньги за богослужение по почте. По просьбе заказчика панихиды выдавалось удостоверение о том, что таковая проведена.

После очередного захоронения причт обязан был отправлять заупокойные служения по усопшему. Так, в связи с кончиной Александра III настоятель собора Иоанн Нечаев отдал следующее распоряжение: «Поминовение в Бозе почившего Государя Императора Александра III должно совершаться в Петропавловском соборе неукоснительно в течение года. До погребения ежедневно должна совершаться заупокойная литургия и, по окончании оной, панихида. В последующее за тем время на каждой литургии, за исключением Высокоторжественных и Царских дней, должна быть возносима особая заупокойная ектения и, при конце литургии, у гробницы почившего — краткая лития».

В источниках по истории собора почти не упоминаются обычные ежедневные богослужения, что неудивительно, так как эта сторона его жизни находилась на втором плане. Вероятно, рядовые богослужения были упорядочены только в 1884 году. Среди архивных документов сохранился составленный настоятелем собора в декабре 1883 года «Перечень церковно-служебной деятельности Петропавловских соборян». В нем сообщается, что «регулярное служение вседневных вечерень и утрень имеет быть начато с нового <1884> года». До этого они проводились лишь во время Великого поста, а регулярный характер носили только дневные литургии, отправлявшиеся неукоснительно. Служебная нагрузка соборных священников была достаточно велика. На долю каждого в год приходилось 90 литургий, 20 всенощных, 20 великопостных и до 140 вседневных вечерен и утрен.

Последнее изменение штата Петропавловского собора произошло в 1902 году. Были упразднены должности дьячков, пономарей, звонарей и просвирни, а вместо них появился протодиакон и четыре псаломщика.

После Октябрьской революции службы в соборе продолжались, и причт существовал по-прежнему. Весной 1918 года комендант Петропавловской крепости Г. И. Благонравов распорядился закрыть собор как действующий храм под предлогом «причинения неудобств работе администрации крепости». Однако по настоятельным просьбам верующих через два месяца его вновь открыли, но ненадолго. По распоряжению нового коменданта А. И. Поппеля 14 мая 1919 года собор был закрыт окончательно, но его причт еще какое-то время продолжал существовать. Последний известный документ, подписанный настоятелем Ф. Боголюбовым, имеет дату 19 мая 1922 года.

В июле 2001 года  восстановлен приход Императорского мемориального собора во имя Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла в Петрапавловской  крепости Санкт-Петербурга и возобновлены Богослужения.

  

Материалы предоставлены В.Т. Новиковым

 

spm111@yandex.ru

 

Copyright © 1996-2002 Cossack Web. All rights reserved.

Реклама