Казачья Сеть Казачья Сеть

    

КАЗАКИ 
ИСТОРИЯ
ВОЙСКА И РЕГИОНЫ
КАЗАЧЬИ ПЕСНИ
КАРТЫ
БИБЛИОТЕКА
ГРАФИКА
ТРАДИЦИЯ
УНИФОРМЫ
ДЕЛА ВОЕННЫЕ
ОРУЖИЕ
ССЫЛКИ
ГОСТЕВАЯ КНИГА
ФОРУМ
НАЧАЛО

 

Он сказал, что казаки от казаков ведутся 

автор – О. В. ШИПИЛОВА

 

О КУЛЬТУРНОЙ САМОБЫТНОСТИ

Повествование Шолохова в «Тихом Доне» постоянно напоминает читателю о том, что казачество обладает своей уникальной, традиционной культурой, как и всякая этническая общность людей. Самобытность речи, куреня - традиционного казачьего жилища, хутора и станицы; все пронизано описаниями жизненного казачьего уклада.  Вот, к примеру,  как по особенному выглядит донская казачка:

«Григорий сбоку оглядел её полные, как выточенные, ноги, волнующе-тугой обтянутый живот и широкий, как у кормленной кобылицы, зад, - подумал: «Казачку из всех баб угадаешь. В одежде – привычка, чтобы все на виду было; хочешь – гляди, а хочешь – нет. А у мужичек зад с передом не разберешь, - как в мешке ходит…» с. 560 (книги 1-2)

Примечателен, так же, эпизод входа красных в хутор Татарский. Несмотря на всю тревожность и напряженность ситуации, Мелеховы – как мужчины, так и женщины, долго не могли унять смех – им, потомкам степняков, чья жизнь с древнейших времен связана с лошадьми, было забавно видеть, как русские мужики ехали верхом:

« - Чудно глядеть на ихнюю езду? – спросил он [Петр], - А им не жалко. Побьют спину коню – другого подцепют. Мужики! – И с бесконечным презрением махнул рукой. – Он и лошадь-то, может, в первый раз видит: «Мал-ти поедим, гляди – и доедим». Отцы ихние колесного скрипу боялись, а они джигитуют!.. Эх!»  с. 100-101 (книги 3-4)

И даже изображая закоренелого большевика Мишку Кошевого, Шолохов показывает, что традиции казачьего народа еще не вырваны из Мишкиной души:

«Он тщательно собирался к поездке домой. Со стены купеческого дома в Каргинской содрал цветастый коврик, приспособил его под попону, и попона получилась на диво нарядная, издали радующая глаз ярчайшим разноцветьем красок и узоров. Из казачьего сундука раздостал почти новые шаровары с лампасами, полдюжины бабьих шалек и употребил их на три смены портянок. Бабьи же нитяные перчатки уложил в сакву, с тем, чтобы надеть их не сейчас, в серые будни войны, а на бугре перед въездом в Татарский.

Испокон веков велось так, что служивый, въезжающий в хутор, должен быть нарядным. И Мишка, еще не освободившийся от казачьих традиций, даже будучи в Красной Армии, собирался свято соблюсти старинный обычай» с. 334 (книги 3-4)

Начало   Окончание

 

spm111@yandex.ru

 

Copyright © 1996-2002 Cossack Web. All rights reserved.

Реклама