Казачья Сеть Казачья Сеть

    

КАЗАКИ 
ИСТОРИЯ
ВОЙСКА И РЕГИОНЫ
КАЗАЧЬИ ПЕСНИ
КАРТЫ
БИБЛИОТЕКА
ГРАФИКА
ТРАДИЦИЯ
УНИФОРМЫ
ДЕЛА ВОЕННЫЕ
ОРУЖИЕ
ССЫЛКИ
ГОСТЕВАЯ КНИГА
ФОРУМ
НАЧАЛО

 

Казаки-землепроходцы

Начало

 

Историк Н. М. Карамзин рассказывает о путешествии по Сибири «храбрейших и мудрейших» казаков Бурнаша Елычева и Ивана Петлина «со товарищи». В других источниках второго атамана называют Иваном Петровым.

Эти два атамана, снаряженные в путь в 1567 году царем Иваном Грозным, пересекли всю Сибирь до Кореи, побывали в Пекине и привезли удивительные по полноте и точности описания земель до Тихого океана с подробными сведениями о Китае, Монголии и Тибете. Сведения эти, впервые проникшие в Москву в 16-ом веке, были огромным вкладом в Европейскую сокровищницу знания, обогатившуюся верными сведениями о странах, в которых побывали атаманы — первые путешественники, проникшие в Китай сухопутным путем. До Елычева и Петлина — Петрова Европа имела редкие сношения с Китаем лишь кружным далеким путем морским. В описании атаманов поражает точность сведений о жизни и нравах до тех пор неизвестных по существу стран, их необычайная наблюдательность и красочность суждений.

Отправившись в путь с миссией «проведывать за Сибирью государства», атаманы с необыкновенным мужеством и терпением сумели преодолеть все невзгоды и опасности дальнего пути через реки, горы и степи и кочевья варваров. В представленной ими царю «росписи» приведены подробные географические сведения, говорится о состоянии дорог, о предметах производства, о земледелии, о религии и архитектуре, указаны расстояния между городами, измеряемые временем, необходимым для переезда из одного места в другое.

Перечислив города и царьков в улусах западной «черной» Монголии, атаманы подробно рассказывают о Монголии восточной «желтой», о «Мунгальской» царице Мачикатуне, которая «указывает по своей Мунгальской земле, по всем городам, а кто от нее пойдет в Китайскую землю, она дает грамоту и печать и они пропустят за рубеж в Китайскую землю, а буде нет от нее печати и грамоты — не пустят».

Атаманы сообщают, как и из какого материала построены в Монголии города, храмы, башни, стены и частные дома: «во дворе палаты кирпичные, а потолки у палат высокие, писаны всякими травами и красками, цветы разными украшены — не хочется вон итти». Рассказывается и о внутреннем убранстве храмов и о богослужениях, о полеводстве, огородничестве и садоводстве. «А люди в Мунгальской земле мужеский пол нечистый, а женский чистый добре, а платья носят по своей вере хорошо, бархатное и камчатное, а у кафтанов ожерелья. А лошадей в Мунгальской земле катырей ишечков много, а орют плугом. И вино курят из всякого хлеба, без хмелю... А каменю дорогого нет, а жемчуг недобрый есть, а серебра много из Китайской земли».

Дают сведения и о «патриархах»: «два, бритые, как сядут они в храме, все им поклоняются, даже цари».

По поводу сообщения туземцев, что один из патриархов — «кутухт», готорых видели казаки, «умер и пять лет лежал в земле, но потом ожил», атаманы пишут: «враки это, что умер и опять ожил».

Посетив Китай, обстоятельные   казаки   подробно описали Китайскую стену и башни на стене — «от моря и до Бухар», — отделяющую Китай от Монголии. Привезли они и сведения о лавках и о товарах в них, о харчевнях.

«А за татъбу у них татей вешают, разбойников на кол сажают, за приписку руки секут». Не забыли атаманы собрать сведения и о пернатых: попугаях, павлинах, соколах. «А царь-богдыхан Китайский Тайбун живет в Мраморном дворце, в городе добре великом, белом, как снег, а по углам его 4 башни высоки и с подзоры с красками лазоревыми и с желтыми, и украшен тот город всякими мудростями».

Атаманы выражают сожаление, что, добравшись до Пекина, они не могли видеть самого императора, так как не имели от государя подарков для богдыхана. Не забыто в «Росписи» и перечисление стран, находящихся в торговых сношениях с Китаем. «А люди в Китайской земле мужеский и женский пол чисты, платья носят своим образцом, а люди жилецкие, а бой у них огненный, а воюются они с мунгалы и желтыми, а у мунгалов ручной бой». «Люди робливы и про Обь великую реку и вершины и устья не знают».

Я нарочно так подробно изложил содержание «Росписи» атаманов, не бывших к тому же в числе «продолжателей» дела Ермака, чтобы дать ясное представление о том, какую наблюдательность и добросовестность проявляли казаки при исполнении возлагавшихся на них поручений, какие обстоятельные и подробные рапорты о всем найденном, виденном и слышанном во время «поисков новых землиц» они вообще представляли властям при возвращении своем.  

  Бурнаш Елычев и Иван Петлин. «Роспись, которые за Сиб. государства — Китайскому, Мунгальской земле и государствам жилым и кочевым и великой Оби реки и прочим рекам». Н. М. Карамзин. «Ист.», изд. 1821 г., т. 9, прим. 648.

 

Окончание

 

Источник: Н.М. Мельников «Ермак Тимофеевич»

 

spm111@yandex.ru

 

Copyright © 1996-2002 Cossack Web. All rights reserved.

Реклама