|
«БРАТИНА»Трагедия
истребленного казачества, сравнимая с
холокостом, геноцидом армян и истреблением
североамериканских индейцев, не ограничена
почти полным физическим уничтожением этого
субэтноса. Как всякое преступление против
человечества, связанное с поголовной
гибелью народа, оно растянуто во времени и
не заканчивается с последним выстрелом
палача или последней погребенной жертвою.
Вместе с уничтоженным народом гибнет и его
культура. Сегодня
мы даже представить не можем, какой
огромный культурный пласт унесли с собою
безвременно погибшие народные сказители,
певцы и музыканты казаки. Потеря казачьего
народного искусства и, в первую очередь,
музыкального фольклора, горше и оттого, что
в имперской России, казаки находились на
положении людей второго сорта, на положении
военных рабов. Легенда о «беглом»
происхождении казачества, государственная
точка зрения на историю этого субэтноса,
как на сословие, сложившееся из «плохих
русских», которые бежали на окраины
государства, разбойничали, а затем «раскаялись,
повинились» и стали «государевыми слугами»,
долгие годы не позволяла взглянуть на
казаков, не как на конных солдат с лампасами
и шашками, а как на этнический реликт,
сохранивший и развивший в своей народной
культуре величайшее наследие всех степных,
предкавказских и иных народов, живших
прежде русскоговорящих казаков. Изучением
культуры казачества почти никто не
занимался, видя в них только особый род
войск – иррегулярную кавалерию. Убеждение,
что казаки – наиболее отсталая, костная,
полуфеодальная часть русского народа,
славная только своим воинским удальством,
привело еще к одной беде – созданию
псевдоказачьей музыки, особенно популярной
в предреволюционной России и в Советском
Государстве. И до сегодняшнего дня «казачья»
тема популярна наряду с матрешками,
расписными плошками и частушками. Но, как
придуманная художником Милютиным на основе
японской коробочки для лакомств,
знаменитая сегодня, «Русская матрешка»,
никакого отношения не имеет к народному
творчеству, так и нынешние «казачьи» песни,
во множестве исполняемые с эстрады,
никакого отношения не имеют к казакам. Подлинное
же народное казачье пение остается не
только малоизвестным, но даже малопонятным
рядовому слушателю, который, как правило,
приходит в восторг, когда слышит старинное
казачье пение, но затем обязательно
спрашивает: «На каком языке это исполнялось?» Замкнутые
в железную клетку военного сословия, казаки,
вольно или невольно, сохранили очень многое
из музыкального культурного наследия
прошлых времен, из того, что давно утрачено
в остальной России и Европе. И даже сегодня,
каким-то чудом через уцелевших носителей
народной казачьей культуры, которых можно
пересчитать по пальцам одной руки, сумели
сохранить уникальную казачью песенную
традицию. Интерес
к казачьим ансамблям, исполняющим
подлинную казачью музыку, возник в конце
девяностых годов и сыграл грандиозную роль
в возрождении казачества. Достаточно
сказать, что после гастролей первого
подлинно народного казачьего ансамбля «Казачий
круг» под руководством Владимира Скунцева,
начинали возникать казачьи объединения и
землячества в местах нынешнего проживания
потомков казаков. Не
уступает в художественных достоинствах и в
мастерстве « Казачьему кругу» и санкт-петербургский
ансамбль «Братина», который вот уже более
шести лет объединяет знатоков и любителей
казачьего пения. Возглавляет
ансамбль Юрий Чирков, но вполне с
принципами казачьей морали и миропонимания
трудно сказать, кто в ансамбле главный, кто
второстепенный. Казачья демократия
воплощается не только в общежитийном
смысле, но даже в манере пения, когда каждый
исполнитель ведет свою партию, свою мелодию,
и только единое стремление и единое
мировоззрение позволяет всем стройно
сливаться в единый многоцветный хор. Несмотря
на то, что многие участники хора имеют
профессиональное музыкально образование «Братина»
– коллектив, в лучшем смысле этого слова,
народный. Он объединяет людей разных
возрастов, разных профессий и разного
культурного уровня, он студента до доктора
математических наук. Сливаться же в
творчестве в единое целое певцам позволяет
не только общность происхождения, но и
жгучая любовь к своему, к подлинному, к
старинному казачьему искусству. Результат
удивителен! Многие песни, которые давно не
поются в казачьих землях, восстановлены и
распеты в «Братине». Не впервые возникает
феномен обратной связи, когда сохраненные
мастерами и подвижниками, шедевры
народного пения возвращаются в
обесголосивший и онемевший, за годы
истребления и нужды, народ и снова
становятся ему необходимы. Так, в
шестидесятые годы, Государственный
ансамбль Грузии ездил по деревням и обучал
крестьян петь их собственные народные
песни, которые когда-то были записаны в этих
селах, а затем исчезли вместе с носителями
народной памяти. Это же
делают и казачьи фольклорные ансамбли. И, в
частности, «Братина». Долгие годы, по
крупицам собирая выдающиеся образцы,
жемчужины народного пения, обучаясь «с рук»
у чудом уцелевших народных исполнителей и
перенимая их манеру исполнения, «Братина»
сегодня щедро раздает накопленное, в первую
очередь, потомкам казаков давно оторванным
от Родины, возвращая им родную речь и
неповторимое родное пение. Репертуар
«Братины» огромен. И в планах ансамбля не
только выступления и концерты, но создание
своеобразной антологии казачьей музыки
разных казачьих областей. Существует
ансамбль непросто, поскольку не только
никакой государственной поддержки не имеет,
но не имеет от своих выступлений и
заработка. Это самодеятельный ансамбль, не
в смысле мастерства, а в смысле
материального обеспечения. Горячая
любовь к своему, казачьему искусству и
талант, позволяет ансамблю не только
сохранять и развиваться как уникальному
певческому коллективу, но постоянно
расширять репертуар и диапазон влияния на
слушателей. Как правило, после гастролей
ансамбля начинают объединяться и петь
потомки казаков разбросанных по всему миру. Это происходит потому, что пение «Братины» во многом эталонно. Ансамблю удается сохранить равновесие между мастерством и исполнительским уровнем и искренностью. Этот уникальный хор поистине народен, и в том, что и как поют казаки, и в том, как они понимают мир, и в том, как живут. А всякая подлинность обязательно находят и слушателя и ценителя и самого искреннего почитателя и последователя. И поют и не думают, какой подвиг совершают своим служением. Но слушателю позволительно подумать о том, что песня и молитва рождаются из чистого сердца, что несколько мужчин стройно ведущих сложную мелодию, и мало заботящихся о том, слушают их или не слушают, подпевают, приплясывают или плачут под их пение, возвращают своею искренностью и талантом, своим умением и трудом голос народу пережившему геноцид, онемевшему от горя и крови. Народу, который потерял все, кроме памяти... Вот к ней то они и обращаются. А пока жива, память жива и надежда на воскресение.
Б. Алмазов
Вернуться на сайт ансамбля «Братина» |
||||
Copyright © 1996-2002 Cossack Web. All rights reserved. |