|
Краткая история Гребенского и Терского войска и некоторые особенности Музыкально-этнографической традиции «коренных» (гребенских) и линейных поселенийЕсли с историей возникновения Терского войска и создания, так называемой «Кавказской линии», более или менее всё понятно; исследовано, записано, опубликовано, то с история возникновения гребенского войска и сегодня является предметом споров историков и фольклористов , этнографов и писателей. Так Лев Николаевич Гумилёв, выдвинул, в одном из своих трудов, гипотезу происхождения гребенских казаков (как, впрочем, и всех остальных) от тюркских народностей и представляют на Кавказе самые древние поселения, корни которых уходят в дохристианские времена. Полностью разделяя эту версию, известный казачий писатель Борис Александрович Алмазов пошёл дальше. Он считает что все донские, уральские казаки произошли от степняков нагайцев, татар , калмыков и т.д. Автор не ставит перед собой задачи вступить в научную полемику со столь авторитетными и уважаемыми людьми, а лишь предлагает самому слушателю и почитателю терской и гребенской песенной традиции разобраться в правоте и правомочности данных суждений, на основе представленных материалов. Терский Гимн « Ой, да не из тучушки…» (№1) - эта одна из исторических былин повествующих об истории гребенских казаков:
Ой, да вот заплакали гребенски наши казаченьки Перед Грозным Царём стоючи Ой ,да ты Батюшка-Царь-надёжа Что-ж ты жалуешь Князей да Бояр? Ой ,да я пожалую,вам, гребенски мои казаченьки Быстрый Терек со притоками До самого моря до Хвалынского
Эти события уносят нас в 1571 год, когда царские войска, по приказу Иоанна Грозного, покинули город Терки, построенный на левом берегу Терека и в нём засели гребенские Которым кабардинскими казаки, в подмогу князьями была вызвана большая «станица» волжских казаков. Впрочем, казаки не долго оставались в Терках, так как теснимые недовольными соседями и боясь отместки со стороны шамхала Тарковского, за понесённое им под стенами их крепости (валы которой и по настоящее время сохранились около станицы Шелкозаводской) поражение, покинули Терки и 300 Волжцев, присоеденившись к гребенцам, а остальные к терским казакам. Затем в 1588 году возведён был новый город Терек, но уже на новом месте при устье р. Терека, в котором и в окрестностях которого и обосновалось Терское войско. Казаки эти были первыми русскими поселенцами теперешней Терской области, и во всяком случае первыми русскими о которых имеются сведения, т.к. до второй половины ХVI-го века об осёдлых русских в этой части в этой части Кавказа нигде не упоминается. Терцы, Гребенцы, а в последствии разновременно переселяемые казаки с Дона, Волги и Днепра своими непрестанными трудами, своею пролитою кровью создали знаменитую Кавказскую линию и добыли себе теперешнее обладание землями, уникальными культурными и песенными традициями ,воинской Славою ,положили начало нынешней Терской области – Ставропольского края.
Вдоль по линии Кавказа Молодой орёл летал Он летал перед войсками Отдавал такой приказ: Что бы ружья были в нас Револьверы в кобурах Шашки вострые в ножнах
Один из исследователей истории позапрошлого века высказал о казаках прошлого времени такое суждение, что они стремились жить на счёт государства*). Будет ближе к действительности сказать, что заукраинные эти люди, ранние показатели будущих пределов государства, жили на счёт своих соседей, от которых ,вместе с военною добычею, заносили в свои городки с вышками многие обычаи и, прежде всего, заимствовали одежду и снаряжение своих противников, принимали, так сказать, их шерсть и зубы. Как к одному из примеров вышесказанного можно отнести плясовую пародийную песню «Шамиля». (№15) Она исполняется на любом празднике, и имеет свою народную, казачью драматургию. Танцующие изображают молящегося «за свой народ» Шамиля, и его лихую пляску с кинжалами, которая ,по сути, является терскими частушками, очень колючими и точными по своему содержанию. Автор выражает огромную признательность Администрации и Отделу культуры Кировского района Ставропольского края за оказанную помощь при сборе и записи этнографического материала, а так же нашим наставникам и учителям – этнографическим коллективам станиц Новопавловская, Старопавловская, Гогсударственная, Марьинская и Зольская – низкий поклон.
*) Ист. России С. Соловьёва. Т.VIII, гл.2.
Руководитель фольклорного ансамбля казачьей песни Полномочный представитель Российского Фольклорного Союза по Северо-Западному региону Юрий Чирков
|
||||
Copyright © 1996-2002 Cossack Web. All rights reserved. |