Казачья Сеть Казачья Сеть

    

КАЗАКИ 
ИСТОРИЯ
ВОЙСКА И РЕГИОНЫ
КАЗАЧЬИ ПЕСНИ
КАРТЫ
БИБЛИОТЕКА
ГРАФИКА
ТРАДИЦИЯ
УНИФОРМЫ
ДЕЛА ВОЕННЫЕ
ОРУЖИЕ
ССЫЛКИ
ГОСТЕВАЯ КНИГА
ФОРУМ
НАЧАЛО

 

 ЛИРА ДОНСКАЯ 

  народный музыкальний инструмент; также «рыле» или «гудок». Состоит из полого кузова, плоский овал которого суживается в довольно длинную и такую же полую внутри шейку, накрытою декой вместе с кузовом; шейка закопчена «коником», головкой, в которой горизонтально помещены «закрутки» или колки. От средины овальной деки до коника на шейке помещен гриф, а по его бокам укреплени бортики «щечки», которые создают род коритца; от оснований овала через широкую подставку (кобылку) вдоль деки и внутри корытца натянуты четыре струны.
Звук производится трением о струны вращающегося валика - «колесца», которое играет роль смычка. Колесцо помещено внутри кузова между началом корытца и кобылкой; оно возвышается над декой, касаясь струн, и вращается при помощи небольшой рукоятки, укрепленной в оснований кузова. Для чередования звуков служат «шашки». Это металлические стержни, снабженние в средине двумя заостренными толкачиками. Они ходят в круглих прорезях щечек, наглухо соединены с крайней струной и в одном конце имеют род клавиша. Шашек обычно 12-16 штук.
Все струни жильние. В месте касания колесца, для смягчения звука, они обмотаны шерстяными нитками. Колесцо посыпается порошком канифоли.
Когда «рылешник» вращает ручку и нажимает на клавиши, их толкачики упираются остриями в две струны, которые звучат в унисон и дают основную мелодию. Третья струна, «басок» или «гудок», настроена квинтой ниже двух первых и издает непрерывно один тон. Четвертая, как натянутая тетива, отводит шашки в исходное положение, «отбивает» их.
По словам донского фольклориста А. М. Листопадова, последовательные тона струн лиры меняясь под клавишами, «начиная с квинты по отношению к баску, идут последовательно по ступеням диатонической гаммы в древне-греческом строе гиподормийского или ионийского лада и доходят в некоторых инструментах до двух октав, причем вводные тоны «ми» и «ля» звучат не так, как мы их слышим на фортепиано, а немного ниже». «В игре на нашей лире участвуют обыкновенно двое. Сам «рылешник», он же песенник, подложив под себя ремень или шнурок, подвязанный с левой стороны к инструменту, чтобы крепче держался на коленях, правой рукой вертит ручку «крючек», приводящую во вращение колесцо, а левой, нажимая от себя шашки, подыгрывает свои песни». Другой участник придерживает головку коника и вторит певцу или «подголашивает».

 

 Источник: КАЗАЧИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК, А.И. Скрылов, Г.В.Губарев

 

spm111@yandex.ru

 

Copyright © 1996-2002 Cossack Web. All rights reserved.

Реклама