|
О песнях донских казаковПесенное искусство донских казаков не так
полно представлено в нотографии, описано и
изучено. Первая публикация о казачьем
песенном творчестве появилась в 1824 году -статья
Сухорукова и Корниловича «Общежитие
донских казаков в 17-18 ст.» с 5 казачьими
песнями, гармонизованными Кольбе в
альманахе «Русская старина». Среди
публикаций 20 в. Следует отметить статью В.Самарцева
«Хуторские игры и гульбища с Бузулука» в «Донских
областных ведомостях» за 1903 год, № 120 от 7
июля; № 121 от 8 июля; статью Е.Савельева «Проводы
казака» в тех же «Донских областных
ведомостях» за 1904 год, № 161 от 25 июля, где
были представлены тексты казачьих песен,
исполняемых при проводах казака-новобранца. В 1936 году Сталинградским книжным издательством был выпущен сборник «Песни донских казаков», сост. И.Кравченко, под редакцией А.В.Швера. В 1937 году Московским книжным издательством выпускается сборник «Песни Донских и Кубанских казаков», сост. С.Богуславский и Н.Шилов, музгиз, 1937, 109 стр. В этом сборнике был представлен разножанровый материал: эпические, исторические, военно-бытовые, свадебные, лирические, плясовые, шуточные, частушки. В том же году Сталинградским книжным издательством выпускается второй сборник «Песни донских казаков», где наряду с уже традиционно публикуемыми жанрами появились и образцы детского фольклора. В послевоенные годы появляется первое
крупное собрание донского песенного
фольклора, которое представил в своём
пятитомном труде «Песни донских казаков» (Москва-Ленинград,
1949-1954 гг.) Александр Михайлович Листопадов
(1873 - 1949). Отечественная музыкальная
фольклористика не знает другого издания,
столь же широко представившего местную
песенную культуру. На сегодняшний день этот
труд остаётся самым крупным собранием
русских народных песен с нотами. В обширной коллекции А.МЛистопадова
представлены различные песенные жанры,
сделаны описания народных обрядов, даны
этнографические и метрические справки,
особенности исполнительской манеры. Несмотря на ряд недостатков (запись по
слуху, с вытекающей из этого неточностью
фиксации музыкально-песенного материала и
авторской аранжировкой), этот пятитомный
свод А.М.Листопадова по-прежнему сохраняет
свою познавательную и художественно-практическую
ценность. В своих исследовательских
заметках собиратель сделал попытку
описания особенностей структуры и лада,
свойственных донскому музыкальному
фольклору. Однако, это песенное собрание
всё ещё недостаточно изучено как с
текстологической стороны, так и со стороны
музыкально-песенного анализа. Сравнительно
недавно стали появляться статьи,
посвященные как анализу наследия А.М.Листопадова,
так и изучению современного бытования
песенной традиции донских казаков. Среди
таких работ следует отметить едва ли не
единственный опыт критической оценки
текстологической методики А.МЛистопадова
книгу Б.М.Добровольского «Народная устная
поэзия Дона». (Ростов-на-Дону, 1963 г.) Статья Т.Рудиченко
«О песенной традиции родины А.М.Листопадова»
посвящена впросу о многоголосии донской
казачьей песни (сборник трудов ГМПИ им.
Гнесиных «Традиционное и современное
народно-музыкальное искусство, вып. 29,
Москва, 1976 г., 258 стр., стр. 205-226). Исследованию публикаций А.М Листопа-дова
посвящен ряд журнальных статей. Среди них
статьи И.Свиридовой «Песенные традиции
Дона в публикациях А.М. Листо-падова» («Советская
музыка», 1973, № 12). «Бытование народных песен.
Современная песенная исполнительская
культура. Дневник А.Листопадова». («Молодой
гвардеец», 1967, №5). Среди сборников последних лет,
посвящённых песенной донской казачьей
традиции следует отметить такие как «Песни
над Доном», составитель ИЛ.Рокачёв-Вёшенский
(Ростов-на-Дону, книжное издательство, 1980г.),
«Песни донских казаков, напетые А.И.Каргальским
(записали и составили А.Мехнецов и В.Бахтин,
Ленинград, «Советский композитор», 1976 г.), «Песни
донских казаков», сост. Б.Екимов (Волгоград,
Нижне-Волжское книжное издательство, 1982). Продолжается публикация статей,
посвящённых описанию и исследованию
народно-песенной традиции Дона (С.Миловский,
«Песенные памятники Придонья» («Коммуна»,
1979 г., от 23 октября, № 246), М.Астапенко, «Звучат
старинные напевы» («Комсомолец», 1980 г., от 25
июня, № 122). Анализу слоговой музыкально-ритмической
формы донских протяжных песен посвящена
статья Т.Дигун (сборник трудов ГМПИ им.
Гнесиных «Традиционное и современное
народно-музыкальное искусство», вып. 29, 1976 г.).
В своей исследовательской работе на
некоторые образцы традиционной донской
казачьей песни опиралась Т.С.Бершадская в
работе «Основные композиционные
закономерности многоголосия русских
народных крестьянских песен» под редакцией
Х.С.Кушнарёва, Ленинград, Музгиз, 1961 г. В 60-е годы вышел коллективный сборник
статей «Народная устная поэзия Дона», также
посвящённый изучению донского казачьего
фольклора (Ростов-на-Дону, 1963 г.). Среди
фольклористов, изучающих песенные традиции
Дона, непосредственно анализом и описанием
местных стилей занимаются А.С.Кабанов, Т.Рудиченко. Гораздо более полно представлена история
донского казачества, его формирования,
расселения, описание быта и нравов казаков.
Взгляд историков на возникновение
казачества, начиная от Н.М.Карамзина и
вплоть до наших дней, менялся, но
большинство учёных признают его
этнокультурную особенность.Вот как о
формировании подобных казачеству
социальных обществ говорит Ю.В.Бромлей: «Промежуточное
положение между микроэтническими
единицами и этносами занимают «субэтносы».
Обычно их существование связано с
осознанием групповых особенностей тех или
иных компонентов культуры . Происхождение
таких групп далеко не одинаково. В одних
случаях это бывшие этносы, постепенно
утратившие роль основных этнических
подразделений, в других - бывшие
этнографические группы, осознавшие свою
общность, в третьих -социальные общности,
обладающие специфическими чертами
культуры (например, донские казаки).» (
Бромлей Ю.В. «Современные проблемы
этнографии», Москва ,1981 год.стр.48.) Из последних публикаций, рассказывающих
об истории донского казачества, довольно
интересной является монография А.А.
Шенникова «Червлёный Яр. Исследование по
истории и географии Среднего Подонья 14-16
веков» (Ленинград, изд. «Наука», 1987 г.) В этой
работе методами исторической географии
исследуется район Среднего Подонья,
предложена новая классификация
хозяйственно-бытовых укладов, дана
интересная трактовка возникновения и
расселения донских казаков, деление их на
этнические группы. В 80-е годы 20 века возникло мощное движение
по изучению и возрождению донской песенной
традиции. Силами любителей и энтузиастов
казачьей культуры, а также профессионалами-исследователями,
фольклористами в музыкально-этнографических
экспедициях ведется сбор, фиксация и
изучение народнопесенного наследия
донских казаков Волгоградской и Ростовской
областей. В таких городах как Москва, Санкт-Петербург,
Ростов-на-Дону стали образовываться
молодежные фольклорные ансамбли.
исполняющие традиционный казачий фольклор.
Среди таких ансамблей следует отметить
существующий более 10 лет мужской коллектив
«Казачий круга (г. Москва), очень яркий и
самобытный ансамбль «Станица» (г. Волгоград),
ансамбли г. Ростова-на-Дону «Горница», «Вольница».
Учителями таких коллективов стали
аутентичные ансамбли станиц Усть-Бузулукской,
Букановской, Голубинской, хуторов
Яминского, Дурновского, Деминского
Волгоградской области, хуторов и станиц
Ростовской области, Краснодарского края. В силу исторически сложившихся
обстоятельств и событий, казачья культура
на протяжении веков впитала и
ассимилировала традиции, нравы, быт
большого количества представителей
различных национальностей и этнических
групп. Результатом этого много-векового
развития явилось то ,что в традиционной
песенной культуре донских казаков мы можем,
с одной стороны, найти много схожего в
бытовании музыкального фольклора с
традициями южнорусских областей России и ,
отчасти, украинской культурой, а, с другой
стороны, выделить черты, присущие только
донской казачьей песне. Стилистическими отличиями казачьей
песенной традиции является многоголосие с
противопоставлением нижнему голосу
верхнего подголоска, большая распетость
музыкального материала. Для исполнения
характерна отрывисто-эмоциональная,
активная форма вокализации. По этим
признакам традиция донских казаков
сближается с региональными очагами юга
России. В то же время пению донских казаков
присущи некоторые ярко самобытные черты. В
репертуаре этнографических коллективов
присутствует большое количество песен
воинского содержания, как собственно
исторических, повествующих о реальном
историческом лице или событии, так и песен,
посвященных описанию быта казака на
военной службе, рекрутских. Местные
протяжные песни в большинстве своем
излагаются от лица мужчин, или передают
переживания мужчины. Наряду с этим существует репертуар,
бытующий, в основном, в женской среде («бабьи
песни»), которые мужчинами-казаками
исполняются редко. Следует отметить
наличие в местном репертуаре героического
эпоса в многоголосном хоровом распеве.
Свадебный обряд у казаков по основным
компонентам очень схож со свадьбой
южнорусской традиции. Сформировался этот
обряд в относительно позднюю историческую
эпоху (в период реформ Петра Первого),
испытал сильное воздействие украинского
фольклора (особенно это проявляется в
низовье Дона, в регионах, граничащих с
исконными поселениями украинцев).
Хороводные песни, которые и в настоящее
время еще бытуют в казачьей среде, говорят
об относительной сохранности этого пласта
фольклора. В силу исторически сложившегося
быта станиц, преимущественно военного
образа жизни казаков, слабо представлена
земледельческо-календарная обрядность и
сопровождающий ее песенный фольклор. В
большинстве районов исконного расселения
казаков обряды, связанные с уборкой урожая
и окончанием сельскохозяйственных работ,
неизвестны вовсе. Мы имеем лишь отрывочные
сведения о существовании на Дону элементов
земле-дельческо-календарной обрядности. В песенной традиции донских казаков
протяжная песня является центральным
жанром, наиболее ярко воплотившим
особенности стиля, форм бытования
музыкально-песенного фольклора Дона.
Широкораспевные внеобрядовые песни
называют в народе по-разному: «вилючими», «старыми»,
в том числе и «протяжными». Все эти
определения относятся обычно
исполнителями к песням одного и того же
музыкально-поэтического склада, хотя они
имеют функциональные различия. В ряде мест,
в том числе и в традиции донских казаков, «протяжной»
называют иногда всякую старинную песню,
притом не всегда медленную. Для протяжных песен характерно прежде
всего лирическое содержание, в основном,
отсутствие развернутого сюжета,
последовательно развивающегося со всеми
присущими ему свойствами. Ведущее значение
в таких текстах получают детализация
поэтических образов, передача реальной
действительности через призму личных
переживаний, чувств, отражение нравственно-этических,
общественных и семейных норм. На уровне содержания музыкального -большие
развёрнутые композиции, где главную
формообразующую роль выполняет не просто
мелодия, а мелодия широко распевная,
объёмная. В музыкальном содержании нашли
воплощение особо художественные приёмы
музыкального развёртывания материала:
частое употребление широких интервальных
ходов, большие диапазоны напевов,
превышающие октаву (даже внутри одной
партии), значительная мелодическая
орнаментация, обязательное наличие
многоголосной фактуры. Таким образом,
важнейшим жанровым атрибутом в протяжной
песне в содержательном отношении является
вторичный тип композиции. Под этим понятием
мы подразумеваем расширение
внутрислоговой мелодики, которое в свою
очередь вызывает насыщение поэтического
текста песен сверхнормативными слоговыми
вставками - восклицаниями, междометиями,
короткими вставными частицами или словами.
Они заметно увеличивают объём поэтического
текста, вызывают дробление в типовых
рисунках слогового ритма. Таким образом,
вторичная ритмическая композиция возникла
в рамках исходной, сохранив её временную
протяжённость, даже ритм слоговых . времён в
незатронутых преобразованиями участках
структуры. Первичная ритмическая
композиция подспудно осталась в песне в
качестве глубинной основы, выявить которую
можно путём аналитических операций. Содержание тесно связано с общественно-бытовыми
функциями, проявляющими себя
полифункционально. С одной стороны,
сохранение коллективной, исторической
памяти. С другой стороны, это комплекс
функций (гносеологическая, эстетическая,
воспитательная), обеспечивающий устойчивый
уровень эстетических и нравственных
критериев общественного и семейного
поведения. Реализация нравственно-эстетических
идеалов в текстах протяжных песен
осуществляется через образы-символы,
символические ситуации, символическое
поведение. Таким образом, общественно-бытовые
функции обнаруживают себя в мотивации
сюжетов (тема героизма, разлуки с родиной,
семьёй, матерью, смерть на чужбине, тема
супружеской неверности, несчастной любви). И.Н.Иванова (Источник: Альманах «Русская
традиционная культура» |
||||
Copyright © 1996-2002 Cossack Web. All rights reserved. |