|
ДОНСКИЕ СВЯТЫНИ1
сентября Русская Православная Церковь
празднует день Донской иконы Божьей Матери.
Праздник установлен в память избавления
Москвы от татар в 1591 году. Тогда, на месте,
где стоял походный храм московского войска
с Донской иконой был воздвигнут монастырь в
честь Донской иконы Божьей Матери и
установлен день празднования иконы. Образ
Донской Божьей Матери был написан великим
художником Феофаном Греком для донских
казаков. Согласно официальному изданию «Донская
икона Божьей Матери» в честь 400-летия
Донского монастыря (1991), по благословению
Святейшего Патриарха Московского и Всея
Руси Алексия II, «в день Куликовской битвы среди русских
войск находилась икона Божьей Матери,
которая после победы была передана
донскими казаками в дар великому князю
Дмитрию, в дар и помощь против врагов. Икону,
укрепленную на древке, как хоругвь, носили
среди воинов для ободрения и помощи против
врагов. Перед ней ночью морился великий
князь и воины». После
октябрьского переворота именно Донской
монастырь стал духовным
центром Русской Православной Церкви. Из
него святейший патриарх Тихон управлял
церковью в самый жестокий и трудный период
ее истории. До 1930 года икона находилась в
Благовещенском соборе Московского Кремля,
затем, до раскола СССР, она хранилась в
Третьяковской галерее. Ныне Донская
Богоматерь – в Донском монастыре, она –
образ любви, отдающей себя до смерти «за
други своя». Но
существует еще одна древнеказачья реликвия
– Гребневская икона Божьей Матери, чье
празднество установлено в 1380 году, в год
победы на Куликовом поле. Праздник
Гребневской иконы Божьей Матери официально
отмечается Русской Православной Церковью 10
августа (28 июля по старому стилю). «Гребневская
летопись или повествование об образе
чудотворном Пресвятой Владычицы и
Приснодевы Марии» составлена в Москве в 1471
году. Это самый древний, из сохранившихся,
документ об участии Донских казаков в
Куликовской битве. Текст летописи сюжета
публиковался в нашей газете в №№ 92-98 от 3-12
мая 1905 года, и по свидетельству донского
историка и краеведа Василия Вареника, в
научных кругах эта публикация прошла
незамеченной. Гребенская
летопись сообщает: «И когда благоверный
Великий князь Дмитрий с победой в радости с
Дону-реки, и тогда тамо, народ христианский,
воинского чину живущий, зовомый казаций, в
радости встретил его со святой иконой и с
крестами, поздравил его с избавлением от
супостатов агарянского языка и принес ему
дары духовных сокровищ, уже имеющиеся у
себя чудотворные иконы, во церквах своих.
Вначале образ Пресвятой Богородицы
Одигитрии, крепкой заступницы из Сиротина
городка и из церкви Благовещения Пресвятой
Богородицы. И тогда
князь Дмитрий Иоаннович принял сей
бесценный дар... и по Дону реки достигает еще
казача городка, Гребни, на устье реки Чир, и
живущие там воины также встретили Великого
князя с крестами и святой иконой и в дар ему
также образ Пресвятой Владычицы нашей
Богородицы чудесно там у них сияющую
вручили. И во все лета установил им, казакам,
свое жалование «за почесть их сильную
храбрость противу супостат агарянска языка». Древнейшая
из сохранившихся казачьих икон, икона
Гребневской Божьей матери до 5 июня 1935 года
находилась в Москве, в храме Гребневской
Богородицы на углу Лубянки (бывшей площади
Дзержинского). Этот храм, постройки XV века (архитектор - Алевиз) был снесен
5.06.1933 г. по приказу Л. Кагановича, в ту пору
первого секретаря московского горкома ВКП(б). По
указу Президента Российской Федерации в 1996
году были установлены Дни воинской славы
России. Среди них - праздник победы русских
войск в Куликовской битве, который
официально отмечается 8 сентября. В битве
на Куликовом поле донские казаки
находились в засадном полку князя Дмитрия
Боброка-Волынского, днепровского казака. И
именно засадный полк нанес решающий
разящий удар по уже торжествовавшему
победу врагу, смял и рассеял его. Сергей Казаков
Источник: «Донские Войсковые Ведомости», № 4 (125), 4 сентября 2001 г. |
||||
Copyright © 1996-2002 Cossack Web. All rights reserved. |