|
К ВОПРОСУ О РАСКАЗАЧИВАНИИП.Г. Чернопицкий (г.Ростов-на-Дону)
Проблема «расказачивания» привлекла и привлекает внимание историков и публицистов. По трактовке проблемы их можно условно разделить на две группы. Первая – Козлов А.И., Назаров Г., Лосев Е.И., некоторые другие. Эти авторы сводят расказачивание к событиям весны 1919 г. на Дону и отмечают, что начало расказачиванию положила директива, спущенная из Центра в начале 1919 г. Затем приводится циркулярное письмо ЦК РКП (б) от 24 января 1919 г., в котором предписывалось провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно и провести беспощадный массовый террор ко всем казакам, принимавшим прямое или косвенное участие в борьбе с советской властью ( о расказачивании ничего не говорилось). Далее признается, что создавалось необъятное поле для произвола (в чем – в проведении расказачивания или в проведении массового террора – не уточняется). Никто из этих авторов не пытается определить – что же такое расказачивание? Вторая группа авторов – Данилов В.П., Щетнев В.Е., Кислицын С.А. и некоторые другие несколько по иному подходят к расказачиванию. Данилов В.П., рассматривая проблему расказачивания в связи с событиями весны 1919 г. на Дону, считает, что это понятие имеет два различных содержания. Одно – ликвидация сословных привилегий казачества. Другое – то, которое получило иной смыл в начале 1919 г. – массовый террор против казаков. Это было расказачивание методами массового террора. Щетнев В.Е. попытался проанализировать понятие «расказачивание». Он считает, что этот термин неадекватно отражает то, что происходло в реальной жизни ( и с ним нельзя не согласиться), и большинство историков чувствуют его условность. Но что же такое расказачивание, Щетнев не уточняет. К событиям весны 1919 г. на Дону он предлагает принять термин «стратацид» (страта – социальный слой). Более всесторонне проанализировал события на Дону весной 1919 г. С.А. Кислицын. Он считает, что это был широкомасштабный террор, репрессированное расказачивание. Вместе с тем, подводя итог рассмотрению проблемы, он в противовес сказанному определяет расказачивание как ДЕСОСЛОВИЗАЦИЮ (с этим можно только согласиться) коренного населения казачьих районов. Как видно, почти все авторы считают события весны 1919 г. на Дону, связанные с циркулярным письмом ЦК РКП (б), расказачиванием. Очевидно, следует остановиться на содержании понятия «расказачивание». Как известно, с научной точки зрения «расказачивание» – это упразднение существенных черт казачества как военно-служивого СОСЛОВИЯ: отмена почти пожизненной военной службы, наделения земельным паем за эту службу, отмена снаряжения казака на службу за его счет, отмена налоговых льгот казаку, уравнение его с крестьянством. Этого требовала сама жизнь. С развитием капитализма "«асказачивание"»объективно назревало. Еще в 70-е годы 19 в. в российских правительственных кругах обсуждалась проблема упразднения сословия «казачества». Деникин в своей книге пишет, что также намечалось после победы над большевиками упразднить казачье сословие, уравнять его с крестьянством. И среди казачьего населения начинало вызревать понимание необходимости этого преобразования, о чем говорили рещения ряда станиц на Кубани и на Дону, предлагавшие уравнять казаков с крестьянами. А в Сибирском казачьем войске в 1918 г. возникло целое течение «саморасказачивания», также считавшее нужным уравнять казаков с крестьянами. «Расказачивание» проводилось на Дону и Кубани в 1919 г. белыми властями. Постановлением ряда станиц были исключены из казачьего сословия, «расказачены», те казаки, которые ушли с отступившими красными частями. Но в то же время проводилось и «оказачивание». Несколько десятков крестьян, отличившихся в борьбе против большевиков, были приняты в казачье сословие – «оказачены». Подобные факты уточняют истинное содержание понятия «расказачивания». Это, на наш взгляд, позволяет сделать вывод, что неправомерно применять к событиям весны 1919 года на Дону понятие «расказачивание». Это было не «расказачивание», это было кровавое насилие, массовый кровавый большевистский террор против тех казаков, которых большевики считали своими врагами. Сырцов со злорадством сообщал в Центр: «Крестьяне начинают расправу с казачеством (не с белогвардейцами, не с контрреволюционерами, а с казачеством)», и именно расправу, организованную большевиками. А расправу считать «расказачиванием» невозможно. Сейчас многими, и прежде всего казаками, признано, что казаки – это народ. Но народ разнародить невозможно. Как невозможно расфранцузить француза, или разнемечить немца, или раскалмычить калмыка (их много было в Донском войске), разосетинить осетина (они были в Терском казачьем войске), так невозможно расказачить казака, если он народ. Как убитый немец оставался немцем, как убитый калмык оставался калмыком, так и убитый казак оставался казаком, если он народ. Никакого «расказачивания» здесь не происходило и не могло происходить, ибо это был террор. Расказачить можно было только военно-служилое сословие казачества, упразднив его сословные черты. Примерно в это же время, год спустя, такая же расправа проводилась большевиками и над крестьянами Тамбовской губернии. Также пачками публично расстреливались заложники, сжигались и разрушались дома восставших крестьян, если село оказывало какое-либо сопротивление, оно сжигалось, против крестьян были применены даже удушливые газы. И никто никогда не называл это «раскрестьяниванием». Это был массовый большевистский террор против крестьянства. Это происходило и на Дону 1919 года. Таким образом, «расказачивание» – это совершенно иное явление, ничего общего не имеющее с теми событиями, которые происходили весной 1919 года на Дону и проводились большевиками. Применять к ним понятие «расказачивание» значит вольно или невольно в какой-то степени оправдывать эти действия как назревшие. А оправдать их невозможно.
Материалы предоставлены И. Кирием
Источник: "Казачество
России: история и современность |
||||
Copyright © 1996-2002 Cossack Web. All rights reserved. |