|
Казачья община в Латвии(Перед Вами статья из газеты, с которой началось объединение казачьей общины в Латвии. - Казачья Сеть)
Слово казак у большинства людей ассоциируется, как правило, с тремя периодами. Первый - беглые крестьяне и разбойнички сбиваются в "Диком поле" в ватаги и называют себя не очень понятным словом "казак". Версий о том, что это значит это слово не меньше, чем о происхождении слова "атаман". Но оно явно не русского происхождения, что уже вызывает сомнения об этой версии изначальной русскости казаков. Второй период - верное служение царям, готовность по их повелению и французов бить и трудовой народ нагайками гонять. Кто не помнит в советских фильмах про революцию или гражданскую истошного крика, полного ненависти, смешанной с ужасом - "Казаки!" А кто помнит о том, что казачьи депутаты в Государственной думе протестовали против применения казаков в качестве полицейских и карательных войск так решительно, что царское правительство объявило их вне закона! Они даже были вынуждены бежать в Финляндию. В самих же казачьих войсках дисциплина и подчинение командирам, вопреки распространённому мнению, было развито гораздо больше, чем в остальной армии. Поэтому о неподчинении не могло быть и речи. Это было обусловлено тем, что казаков не набирали с бору по сосенке, а сотни и даже полки формировались на основе землячества, казаки жили и служили бок о бок друг с другом долгие годы и казачьи офицеры, как правило, жили в тех же станицах. Это и обуславливало дисциплину, слаженность и взаимопонимание в казачьей среде. Ведь в отличии от солдат и матросов-срочников казаки служили с одними и теми же людьми практически всю жизнь. И, наконец, третий период - нынешнее казачество. У многих оно вызывает неприятие, раздражение своей "бутафорскостью", тем, что они резко отличаются от других. Конечно, теперешние казаки очень отличаются от своих предков. Ведь большинство казаков после гражданской (а не после революции, которую они, в большинстве своём, приняли как избавление от самовластия царя) либо вынуждены были эмигрировать, либо были "расказачены". Очень многие были расстреляны или погибли в лагерях и в ссылках. Многие были согнаны со своих земель или уехали сами. Казаки некоторых войск были истреблены почти поголовно. Так, например, в конце 1919 г. остатки Войска Уральского, состоящие из 15 000 казаков и членов их семей, возглавляемые атаманом Толстовым, начали отступление на юг. Они надеялись найти временное убежище в Персии. Преодолев 1200 км. по неосвоенным землям в лютые морозы до границы добралось лишь 3000 человек, но на границе уже были красные. Обессиленные, измотанные, но не покорившиеся люди решили прорываться с боем. В Персию прорвалось лишь 162 человека, но лишь 60-и из них суждено было в конце концов добраться до Европы и там осесть. Не менее трагичная участь постигла Семиреченское и некоторые сибирские казачьи войска. За свой страх перед казачьей нагайкой и вольницей казаков красные платили их массовым уничтожением. И даже казачьи земли были розданы вновь созданным национальным республикам. Чтобы даже в будущем помешать казачеству возродиться. Никто из "националов" раз подаренные земли назад не отдаст. Кто теперь помнит о том, что 2/3 территории Чеченской республики принадлежало Терскому казачьему войску? Даже нынешняя столица - Грозный - это основанная казаками станица Грозная. А чеченцы извечно жили в горах. Но теперь они об этом и слышать не хотят. Теперешние казаки - лишь потомки, часто в третьем поколении, тех немногих, которым удалось выжить. Но как же велика была любовь казаков к своему образу жизни, к своему народу или субэтносу, как это сейчас принято называть, к своим обычаям и традициям, если даже через 70 лет их потомки воспряли сразу, как только это стало возможным. А "бутафорская" форма – это тоже дань традиции. Казаки были народом воинским и даже дома носили военизированную одежду, отличаясь этим от других народов. И их потомки возродили эту старинную традицию своих предков. Но нельзя забывать, что сегодняшние люди всё же являются детьми своей эпохи. И нельзя возродить моментально то, что старательно разрушалось несколько десятилетий. И борьба за власть, и отсутствие дисциплины, и пьянство в боевых условиях (что было строжайше запрещено у казаков раньше), и многие другие недостатки, за которые сейчас ругают казаков, всё это - результат того, что возрождённое казачество ещё не сформировалось, не устоялось, как говорят врачи - не прошло период реабилитации. Но лиха беда - начало. Главное, как выражался один товарищ - процесс пошёл. И, я надеюсь, остановить его уже невозможно.
Сам я - потомок донского казака. Не так давно стал глубоко изучать историю казачества и обнаружил много интересных фактов, которые не известны даже большинству нынешних казаков. История казаков связана и с Прибалтикой. В Ганзейский союз, куда входила Рига, входил и Господин Великий Новгород. После его разгрома усилившимся московским князем многие новгородские вольные ушкуйники по Вятке и Волге спустились на юг и влились в казачество, оказав заметное влияние на архитектуру в казачьих городках, которые строились значительно раньше, чем это принято думать. А в войсках Ивана Грозного во время Ливонской войны сражался знаменитый казак Ермак Тимофеевич. Тогда казаки ещё были вольной республикой, отношения с ними поддерживались через посольский приказ, аналог МИДа, и они воевали на стороне русских как союзники. Многие казаки, особенно из кубанских пластунских батальонов, нашли в Латвии временное пристанище после Гражданской войны. А после присоединения Латвии к Союзу здесь оказались многие потомки казаков по распределению или как военные. Так оказался здесь и я с родителями. Побывав в Париже я увидел, как дружно держатся казаки и их потомки даже в эмиграции, в "местах нетрадиционного проживания". Там действуют казачьи круги, казаки держатся друг друга и это помогает им преодолеть многие проблемы. Казаков относят к русским, и русским очень не нравится, когда казаки выделяют себя, но факт остаётся фактом. Казаки - субэтнос со своими традициями и обычаями который гораздо более сплочён, нежели русские. Сейчас понятие русский слишком расплывчато. А в казачью кровь влилось много и не русской. В казаки принимали на кругу человека, которого казаки считали достойным быть казаком, но практически никогда до 1917-го года казак добровольно не отрекался от казачества. В Латвии и сейчас живёт немало потомков казаков. Я уже встретил несколько человек и у меня возникла мысль, а что, если собрать тех, кто считает себя продолжателем рода своих славных предков? Поговорить, узнать побольше о своих корнях. Ведь в Латвии есть национальные общины многих, живущих здесь народов, а вот казаков нет. Так может нам собраться и познакомиться?
С. Ратмиров Латвия |
||||
Copyright © 1996-2002 Cossack Web. All rights reserved. |