|
Казачьи пляски Казачок
(Сольная импровизированная пляска) Исполняется
гармошечный наигрыш в быстром темпе, весело
и задорно. Танцор-казак
показывает руками и всем своим видом
уступить ему место, на кругу. Толпа
расступается. Танцор выходит на середину
круга и пляшет, импровизируя самые
различные коленца. Затем
его сменяет другой исполнитель,
предварительно заявив о себе и о том, что он
готов переплясать предыдущего. Его танец
также насыщен самыми различными фигурами и
движениями и т. д. Характерная
особенность «Казачка» состоит в
традиционной первой части: выход солиста, с
исполнением пляски по кругу, после чего
идет импровизация. В импровизированной
части он лихо отплясывает танцевальные
коленца, кружится на месте, двигается в
центр и обратно. Движения рук и ног самые
разнообразные. Фиксация
импровизированной пляски особенно сложна.
тем не менее приведем наиболее характерные
фигуры и танцевальные движения. Музыкальный
размер—2/4. Темп
умеренно-быстрый. 1—8 такты: Танцор
варьирует основной ход—переменный шаг-бег
(бегунец), движется по большому кругу против
часовой стрелки; во время движения он
разворачивает корпус вправо, влево,
кружится «вокруг себя», не нарушая линии
танца. 9—16
такты: Танцор
останавливается лицом к центру круга, его
импровзиация оригинальна и неповторима, но
среди танцевальной вязи просматриваются
элементы-доминанты, которые повторяются,
среди них это: 1) па де
баск Исполняется
в один такт. Исходное
положение—ноги в первой свободной позиции,
руки на поясе—кулачками. Затакт—правую
ногу слегка приподнять вверх, сгибая в
колене, свободная стопа—у щиколотки левой
ноги (тяжесть корпуса на этой ноге). Руки,
кулачками, поднять вверх и вывести: левую—во
вторую позицию, правую—сгибая в локте, выше
правого плеча. «Раз»—шаг
с ударом правой ноги, выводя ее с небольшим
круговым движением в сторону во вторую
позицию. Одновременно левую ногу оторвать
от пола. Тяжесть корпуса на правой ноге. «И»—приставной
шаг левой ногой в свободной позиции,
одновременно правую ногу оторвать от пола.
«Два»—удар правой ногой в свободной
позиции; «И»—движение на затакт.
Одновременно на счет «раз-и-два» руки
меняются местами через верх, и теперь
правая рука оказывается в 2-й позиции, а
левая у левого плеча. Движение повторяется
с другой ноги. 2) Вынос ног 1. Исполняется
на 1 такт музыкального сопровождения.
Исходное положение—ноги в первой
свободной позиции, руки на поясе кулачками.
«Раз-и»—легкий подскок на двух ногах с
одновременным переходом на правую,
согнутую в колене (тяжесть корпуса на
правой ноге) и одновременным выносом вперед
прямой левой, носок которой находится на
полу. Не меняя положения рук, танцор слегка
наклоняет корпус вперед. «Два-и»—подскок с
правой ноги на левую: теперь впереди правая
прямая нога, а левая согнута в колене, в
исходном положении (тяжесть корпуса на
левой ноге). Корпус остается наклоненным
вперед. 3) Вынос
ног 2 (с тройным переступлением) Исходное
положение — ноги в первой свободной
позиции, пуки на поясе кулачками.
Исполняется на 1 такт музыкального
сопровождения. Затакт — правую ногу слегка
приподнять вперед-вверх, сгибая колено,
свободная стопа находится у щиколотки
левой ноги. «Раз» — переступить на
полупальцы правой ноги, слегка ударяя о пол.
Одновременно левую ногу приподнять вверх,
сгибая колено, свободная стопа находится у
щиколотки правой ноги, слегка ударяя о пол.
Одновременно левую ногу вынести вперед,
выпрямляя колено; «и» — пауза. На
протяжении всего движения колени обеих ног
в пересту-пании слегка присогнуты, корпус
разворачивается противоположным плечом к
вынесенной вперед ноге. Движение
повторяется с левой ноги. (Танец
записан И. Н. Бойко в станице Батуринской в
1983 г. от фольклорного коллектива под
руководством Р. П. Чайлахова)
Источник:
«Казачья багатица. Деданины байки да
бабанины талалайки», составитель-издатель
А.А. Глухов-Ветлужских) |
||||
Copyright © 1996-2002 Cossack Web. All rights reserved. |