|
Народная медицинаДревнейшими
знаниями, которыми обладали и обладают
казаки, были знания по народной медицине.
Несмотря на то что, как все древние
искусства, врачевание было окружено
всевозможными тайнами и суевериями, очень
многое было широко известно и дожило до
наших дней. Находясь
постоянно в седле, постоянно на воинской
службе и на войне, казаки обладали
уникальными знаниями по мануальной терапии,
то есть по умению вправлять суставы и
позвонки. Не
только простые вывихи, но и всевозможные «срывы»,
«осклизы», «опступы», «сбои» и десятки
других увечий, которые неизменно
сопутствовали военной жизни кавалериста,
чаще всего лечились прямо в сотне. Всегда
находился казак старшего возраста, который
владел многими приемами народного «костоправства».
Приемами же массажа владели практически
все. Так,
казаков гвардейских полков, отправлявшихся
в дворцовый караул, полковые портные
буквально зашивали в мундиры (может быть,
отсюда слово «зашиваюсь», то есть очень
тороплюсь), и через несколько часов
неподвижного стояния в дворцовых залах их «валили
в сани и везли в казачьи бани вытаптывать
затекшее тело на горячем полке». Казаки
умели врачевать и открытые переломы,
удалять раздробленные кости. Владели они и
основами антисептики, то есть умели
оперировать так, чтобы не попадали в рану
микробы и бактерии; справлялись и с
гнойными ранами, «выкатывали» пули и
осколки, проводили ампутации... Сохранились
описания хирургических операций, сделанных
казачьими лекарями. Свидетелем одной из
таких операций однажды был знаменитый
русский врач Н. Пирогов. Все
делалось только после захода солнца. Во-первых,
в это время почти нет мух — главных
разносчиков инфекции, а во-вторых, сам
человеческий организм, в частности мозг,
вступает в фазу торможения... Раненого
укладывали на соломенные снопы или на
только что выструганные доски. Поили его
допьяна (это был один из немногих случаев,
когда казаки пили водку, а не вино). Раненое
место, в описываемом случае — ногу,
обкладывали льдом или лили холодную воду.
Перетянутая жгутами нога теряла
чувствительность. Тогда
приступал к делу врачеватель. Он долго мыл
руки и протирал их водкой. Все инструменты,
которыми он пользовался, тщательнейшим
образом и долго кипятились в соляном
растворе. Кроме того, помощник вылавливал
их из кипящей воды только специальными
щипцами и подавал лекарю, обязательно
пронося их через огонь. Нож, которым
расширялась рана, накалялся докрасна и
прижигал кровоточащие края разреза. Раскрыв
специальными крючками рану, лекарь
металлическими крюками выхватил из раны
пулю и вынул раздробленные
кости, зашил
края раны,
предварительно вложив
в нее
какое-то снадобье
и длинный
конский волос... Пирогову
объяснили, что если рана
загноится, то
вся грязь
будет выходить
по этому волосу, а если все хорошо заживет,
то волос либо сам выпадет,
либо вынуть
его не составит труда. Прооперированную
ногу уложили в специально выструганные
самшитовые лубки и забинтовали. Великого
хирурга удивило, как слаженно и умело
работали каза ки. И те, кто оперировал, и те,
кто держал раненого, и те, кто непрерывно
читал молитвы. Еще больше его поразило, что
казаки до утра не давали раненому спать и,
как только он начинал задремывать, били в
бубен и плясали. Операция прошла успешно,
через несколько дней казак, прихрамывая,
ходил. Ампутации
делали еще быстрее, и культю обязательно
макали в кипящую смолу, чтобы спасти
человека от гангрены. Следует поражаться
силе духа и терпению не только казаков, но и
лекарей — ведь все делалось без наркоза.
Правда, есть сведения, что какие-то
дурманящие сознание и обезболивающие
травяные настои лекари применяли. В
частности, отвар из мака. Некоторые
ведуны хорошо владели лечебным гипнозом, «отчитывали
болезнь во сне». Но это
умели делать лишь немногие врачеватели, как
правило передававшие свои знания из
поколения в поколение и славившиеся по
всему войску. Когда во времена Николая I в
полках было запрещено обращаться к
народным целителям, казаки нашли способ их
сохранения: народные целители охотно
заканчивали курсы военных лекарей и
продолжали, обогатившись знаниями научной
медицины, помогать людям. Наряду
с костоправами в казачьих станицах и
хуторах всегда было много травознаев. И
сегодня почти в каждой казачьей семье
используют для лечения всевозможных
простуд и других болезней травы, но были и
ныне здравствуют десятки удивительных
знатоков. Интересно,
что в наши дни появляются врачи (как правило,
из рода знаменитых целителей), которые
имеют высшее медицинское образование, но
сохраняют и древние знания о лечении
травами и успешно их применяют. Но есть
несколько трав, которые знает каждый казак.
Главная такая трава — «емшан», степная
полынь, горькая, словно казачья судьба.
Каждому казаку известны ее целебные
свойства, но превыше всего почитает он
полынь за то, что она является символом
казачества, символом древним и благородным.
Горький, ни с чем не сравнимый запах полыни
символизирует тоску по родине. В
древней легенде рассказывается, как
покинувший в детстве степи и отвыкший от
них хан Кончак ни за что не хотел
возвращаться в родные кочевья на Дону из
роскошных долин Кавказа. И тогда дали ему
полынь. Почувствовав ее запах, заплакал хан,
затосковал о покинутых бедных юртах своего
народа и, бросив все, вернулся на Дон. В
каждой казачьей семье за иконой хранится
веточка полыни. Ее вместе с погребальной
свечою вкладывают в руки умершим. И как бы
давно в дальних краях ни сложил голову
казак, он считается не погребенным, пока на
его могилу не положена ветка полыни и не
посыпана земля «с родного пепелища». Как у
всякого народа, у казаков существовало и
существует большое число ведунов, знахарей,
«бабушек», которые лечат не только травами
и другими средствами, но также заговорами и
прочими «магическими» приемами... До
последнего времени считалось, что все эти
знания и их носители — «лекарки», «шептухи»
— исчезли и все позабыто. Но когда ученые-фольклористы
стали собирать и записывать старинные
обычаи, заговоры, приметы, то, к величайшему
своему удивлению, обнаружили, что почти во
всех казачьих семьях помнят семейные
молитвы-обереги, особенно в среде казаков-старообрядцев,
а кроме того, живут и здравствуют доныне
знатоки и умельцы заговаривать грыжу,
припадки и другие болезни. Причем, как
отмечают особо исследователи, это, как
правило, очень честные, глубоко верующие
люди, которые как бы объединяются вокруг
православных церквей. В большинстве своем
они очень приветливы, трудолюбивы и
высоконравственны. Характерной их чертой
служит общая уверенность, что добро нужно
делать бескорыстно. Когда им платят за
лечение, они не отказываются, но никогда не
назначают цену, не торгуются, а по большей
части лечат бесплатно. Чаще всего
полученные за лечение деньги тут же
раздаются неимущим, поскольку большинство
целителей считает, что «ежели ведун
корыстен, то Бог у него силу отберет!» Источник: Б.Алмазов, В. Новиков, А.Мажола
- "Казаки" |
||||
Copyright © 1996-2002 Cossack Web. All rights reserved. |