|
НЕКРАСОВЦЫ — Казаки ушедшие в
сентябре 1708 г. с атаманом Игнатом
Некрасовым за турецкую границу на Кубань;
это же прозвище сохранилось за их
потомками до наших дней. На
турецкую территорию вместе с Некрасовым
перешло около 8.000 душ обоего пола, участники
Булавинского восстания и их семьи. Вначале
они обосновались на Средней Кубани при Лабе
или на Таманском полуострове, где построили
три городка: Блудиливский, Голубинский и
Чирявский. Отсюда они нападали на русские
окраины, но и сами нераз терпели от
вторжения русских войск. Продвижение
Русских в Приазовье заставило Н-цев
подумать о более спокойном месте для
поселения. С разрешения турецкого султана в
1740-41 гг. большинство из них переселилось в
Добруджу, а остальные задержавшись сначала
на левом берегу Кубани, через сорок лет
последовали за первыми к устьям Дуная.
Здесь они сообща основали селения:. Большие
Дунавцы, Сары Кей, Славу Черкасскую,
Журиловку, Некрасовку и др. В 1775г., после
разгрома Русскими Низовой .Сичевой
республики, там же появились Днепровские
Казаки. Те и другие старались занять лучшие
рыболовные угодья и на этой почве между
ними неоднократно доходило до вооруженных
схваток: Поэтому Н. через 10-15 лет начали
новое переселение к берегам Эгейского моря
в Энос или на озеро Майнос в Азиатской
Турции, в 25 км. от портового города Бандерма
на Эгейской море. К
началу XIX в. Н.
собрались в двух отдельных группах
Майносской и Дунайской. Русский этнограф Ф.
В. Тумилевич пишет б них: «Майносская
ветвь Некрасовцев жила вдали от русских
границ, в чуждом окружении, изолированно,
замкнуто. Это создало условия для
сохранения общественно-демократического
устройства общины, какой она была на Дону,
Кубани, и культуры своих предков. «Селение
Некрасовцев на Майносе состояло из пяти
станиц, называлось Бив-Эвле («селение из
тысячи домов»), другое название — «Игнат-казаки».
Неоднократно Майнос посещала чума. Кроме
того Некрасовцы умирали от тропической
лихорадки, так как жили на заболоченном
месте. Численность их уменьшалась с каждым
десятилетием. Когда их посетил английский
путешественник Мак-Фарлен (18 ноября 1847 г.) то
на Майносе насчитывалось, по его сообщению,
300 домов. «Население
Майноса несколько раз пополнялось за счет
переселенцев с Эноса, а потом - с Дуная.
Страх перед чумой и холерой настолько был
велик у майносцев, что они запретили Туркам,
Грекам, а также различным путешественникам
посещать, осматривать их селение. У ворот
стены (селение было обнесено стеной) всегда
дежурили вооруженные Казаки. «Демократическое
устройство некрасовской общины Майноса,
самоуправление, экономика, семья, быт,
грамотность - все это обращало на себя
внимание как иностранных, таи и русских
путешественников, побывавших у них, Мак-Фарлан
пишет, что у Некрасовцев было 5 учителей, 2
священника, а сравнительно высокое их
образование, трудолюбие, порядок, чистота
жилищ хорошо известны в Турции. Основным
экономическим занятием майносцев было
рыболовство, скотоводство, охота».
«На
рыбный лов уходили (15 августа, на Успенье, и
возвращались в апреле) мужчины от 15 до 55 лет
артелями (ватагами) по 18-25 человек во главе с
«атаманком». Ловили рыбу в Мраморном,
Черном. Эгейском, Средиземном морях и в
озерах Турции. На обязанности «атаманка»
лежали все хлопоты по заключению договоров
на лов и сдачу рыбы и забота о членах ватаги.
Он должен был следить за нравственным
поведением членов артели, за их бытовыми
нуждами, вел учет доходов. В конце сезона
при участии всех работников делил доход
поровну. При возвращении на Майнос каждый
рыбак одну треть своего заработка отдавал в
войсковую казну. «Недели
за две до окончания рыбного лова ватага
посылала своего посла с вестью на Майнос,
который сообщал о дне возвращения артели.
Все рыбаки собирались в назначенный день в
городе Бандерма. С Майноса приходили
подводы для перевозки снастей, лодок,
Казаков. На подступах к Майносу рыбаков
встречал атаман, старики, женщины.
Встречали со знаменем Игната. стрельбой из
ружей и пушечным салютом. «Общественное устройство
Майноса, быт, семья. нравственные устои,
образование определялись «Заветами Игната
Некрасова» Вне всякого сомнения, «Заветы» -
древний кодекс казачьего обычного права,
собранный и записанный по свежей памяти в
эмиграции. «Свод законов был записан в «Игнатовой
книге», которая хранилась в священном ларце
в церкви на Майносе». Где эта книга
находится теперь неизвестно. «Заветы» сохранили в памяти
образ древних общественных отношений,
забытый. Казаками под властью России. Один
из русских чиновников (В. П. Иванов-Желудков),
посетивший Майнос в 1865 г. рассказывая о
необычайной честности, царившей в
поселении Н-цев: «Все единогласно уверяли .меня,
что валяйся у Некрасовца мешок червонцев
под ногами, он даже одного не возьмет, на том
основании, что на своей земле ничего брать
нельзя». Так же интересно его свидетельство
о том, что атаманы и во время службы, несут
ответственность за проступки наравне с
другими членами общины: «Что атамана можно
высечь и секут, это не подлежит сомнению и
вовсе не выходит из ряда обыденных событий
майносской жизни. Точно также кладут ничком
и точно также заставляют поклониться в
землю и поблагодарить словами: «Спаси
Христос, что поучили!»; затем ему вручается
булава, символ его власти, которую на время
наказания отбирает какой нибудь старик.
Вручив булаву, все валятся атаману в ноги,
вопя: «Прости Хряста ради, господин атаман!»
- Бог простит! Бог простит! - отвечает,
почесываясь, избранник народный, и все
входит в прежний порядок». Проживая на Майносе, Н. хранили
казачий общественный строй и идеалы
национально-политических свобод, за
которые боролись в рядах
Булавина. Двуперстие, старая вера только
вдохновляли в боях, а не служили основной
целью движения. И тогда и на Майносе религия
оставалась лишь частью национальной
идеологии. Поэтому майносцы или кубанцы до
последних дней пребывания за рубежом могут
считаться политической в основе, а не
религиозной эмиграцией. Несколько иной облик приобрела
община, оставшаяся в Добрудже, «дунаки» или
«хохлы», как их называли майносцы. Эти
постепенно потеряли казачьи национальные
черты и обратились в эмиграцию религиозную.
Н. Дунайской ветви принимали к себе всех
уходивших с родины старообрядцев и русских,
и украинских. Поэтому «впоследствии они
ассимилировались с позднейшими выходцами
из России, утратили язык своих предков,
обычаи, фольклор, предания и песни об Игнате,
его «Заветы». Не потеряли только желания
называться Казаками. Со
временем кубанцы-майносцы стали
различаться с дунаками и по религиозному
обряду. В то время как первые отказались от
всякого духовенства и остались при своих
начетчиках (их называют «беспоповцами»),
вторые стали принимать к себе духовных
пастырей Белокриницкой или Австрийской
иерархии. Но, несмотря на такие расхождения,
в начале нашего века часть Н-цев
переселилась из Румынии к Майносу. Здесь
они разместились отдельно от прежних
поселенцев и занялись исключительно
рыболовством, в то время как старые
майносцы занимались земледелием, а на море
выходили только с осени. Особенной близости
между теми и другими не возникло, хотя
смешанные браки стали обычным явлением. В
начале нашего столетия среди дунаков стало
распространяться «единоверие», причем их
причетники рукополагались во священники
московскими епископами. Все
время Н. несли такие тяжелые потери от
эпидемий и малярии, что через 200 лет их
оказалось еще меньше, чем ушло с Дона. Начиная
от 1912 г., с разрешения русского
правительства, Н. стали возвращаться в
Россию. Они просились на Дон, но их оставили
на Кавказе и не разрешили селиться севернее
Кубани. К 1958 г. в СССР собралось 7.200 душ
обоего пола, из них майносцев 1.200 человек.
Именно последние принесли с собой много
интересных данных о старом языке, обычном
праве и фольклоре Донских Казаков. В 1963 г. из
Турции в США тоже принято 224 души дунаков и
кубанцев во главе с Тарасом Агафоновичем
Атаманом, из числа отказавшихся наотрез
ехать в СССР. (Все выдержки, помещенные в
тексте, взяты из книги Ф. В. Тумилевич.
Русские народные сказки Казаков-Некрасовцев,
Ростов 1958). Источник: КАЗАЧИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК, А.И. Скрылов, Г.В.Губарев |
||||
Copyright © 1996-2002 Cossack Web. All rights reserved. |