|
ГЕРОЙСКАЯ ОБОРОНА НАУРСКОЙ СТАНИЦЫ В 1774 ГОДУОборона
Наурской станицы моздокскими казаками
десятого июня 1774 года представляет собой
один из тех подвигов, которые, не имея
большого политического и военного значения,
вместе с тем невольно останавливают на себе
внимание и современников и потомства,
поражая ум и воображение. И в летописях
царствования великой
императрицы русской, столь
славного богатырскими делами, и в
летописях кавказской войны этот эпизод
должен занять место между славными
подвигами, прославившими русское имя. Была
первая турецкая война, и Наурскую столицу
обложило восьмитысячное скопище татар,
кабардинцев и турок, под предводительством
калги из рода крымских султанов. Строевые
казахи еще не возвращались из похода, и дома
оставались только старики, женщины, дети и
легионная команда. У неприятеля был явный
расчет захватить врасплох беззащитных
жителей станицы, которая едва только
устраивалась, хотя, правда, и была обнесена
валом и снабжена орудиями. Неприятель не
знал, однако же, с кем будет иметь дело - и
встретил небывалое войско с небывалым
оружием. Разряженные наурские казачки в
красных сарафанах вышли на защиту родного
города и отражали неприятельские приступы
наряду с мужьями и братьями. На женщин,
между прочим, была
возложена обязанность поддерживать костры,
разогревать смолу и лить со стен кипяток на
головы штурмующих. Сохранилось предание,
что даже щи, парившиеся к обеду, шли у
казаков на дело защиты. Оборона
Наура была первым случаем, когда от
кавказской женщины понадобилась серьезная
и опасная боевая служба. Впоследствии она
уже не расставалась с ней и сроднилась, как
с чем-то неизбежным среди суровой
обстановки порубежного быта. Моздокские
казачки не пугались ни свиста вражеских
пуль, ни стрел, ни дикого рева и гика
нападающих неприятелей. Спокойно, рядом со
старыми волжскими бойцами встречали они
яростные атаки татар, защищались серпами,
косили косами смельчаков, появлявшихся на
земляном валу станицы. Чугунные пушки
перевозились на людях с места на место,
смотря по тому, откуда усиливался приступ. Несколько
отбитых штурмов дорого стоили татарам.
Полагают, что их потеря простиралась до
восьмисот человек и что большая часть ее
пала на кабардинцев. В числе убитых
кабардинцев был и один из известных
владельцев, князь Кагока Татарханов, и тело
его осталось на поле сражения. Уже одно это
обстоятельство показывает, как сильно было
смятение татар, считающих священным долгом
выносить из боя тела убитых товарищей, а тем
более вождей и предводителей. Целый
день длилась кровавая борьба за обладание
Науром, и целый день, истомленные боем,
наурцы ожидали выручки, но выручка не
появлялась. Станица Червленная лежала
всего в сорока верстах, но сообщение с ней
было прервано. Говорят,
что в Червленной был слышен гул пушечных
выстрелов, но что командир пехотного полка,
расположенного в станице, почему-то думал,
что у наурцев идет совсем не кровавая драма,
а водевиль с потешными огнями, до которых,
нужно сказать мимоходом, был великий
любитель начальник моздокских казаков
старый полковник Савельев. Так
прошел день десятого июня. Одиннадцатого с
рассветом вновь загремели казацкие пушки,
но к общему удивлению неприятель быстро
стал отходить от станичных валов, и скоро
беспорядочные толпы его скрылись из глаз
изумленных наурцев. Никто не знал и не
догадывался о настоящей причине столь
поспешного отступления вражеского табора,
и уже впоследствии только стали говорить,
что снятием осады Наур обязан был казаку
Перепорху, наведшему орудие прямо на
высокий курган, где стояла ставка калги, и
счастливым выстрелом убившего любимого
племянника предводителя. В этой
случайности калга увидел для себя дурное
предзнаменование и больше не хотел
оставаться на тех полях, которые обагрены
были неповинной кровью юноши... Спустя
много лет после этого события, в 1838 году,
казаки разрывали однажды станичный курган,
на котором, по рассказам их дедов, стояла
ставка крымского султана, и действительно
нашли в земле человеческие кости,
серебряный кувшин и золотые украшения с
пояса и конской сбруи. Кто знает, быть может,
это и были останки того человека, случайная
смерть которого решила участь наурской
осады. Хотя
рассказ о казаке Перепорхе и его удачном
выстреле и довольно популярен среди
жителей Наурской станицы, но большинство
казаков и доныне приписывает снятие осады и
бегство неприятеля только особому Божьему
покровительству. Предание говорит, что на
заре одиннадцатого июня, в день памяти
святых апостолов Варфоломея и Варнавы, два
всадника на белых конях и в белой одежде
проехали вдоль вражеского стана и навели на
татар панический ужас. В ознаменование
этого события в наурской церкви устроен
даже придел во имя апостолов Варфоломея и
Варнавы, и день одиннадцатого июня
празднуется в Моздокском полку до
настоящего времени. "Это
бабий праздник", - говорят о нем казаки,
вспоминая славное участие, которое приняло
в бою женское население станицы. Многие из
представительниц славного дела дожили до
позднейшего времени, и посетители Наура еще
не очень давно встречали старых героинь,
украшенных медалями за его оборону. Видная
роль, выпавшая на долю женщины-казачки при
защите Наура, была особенной причиной,
почему кабардинцы долго не могли забыть
позора своего поражения. Даже мирные из них
старались не встречаться с моздокским
казаком, боясь насмешек насчет того, "как
Кабарда пошла воевать, да не управилась с
казацкими бабами". Когда же приходилось
встречать кого-нибудь из них с обожженным
ищем, то казак и казачка не пропускали,
бывало, случая позубоскалить над
злополучным джигитом. - А что,
дос (приятель), не щи ли в Науре хлебал? -
спросит, бывало, линеец и провожает
добродушным смехом угрюмо молчащего
кабардинца.
Источник: В.А. Потто, "Кавказская
война" |
||||
Copyright © 1996-2002 Cossack Web. All rights reserved. |