Казачья Сеть Казачья Сеть

    

КАЗАКИ 
ИСТОРИЯ
ВОЙСКА И РЕГИОНЫ
КАЗАЧЬИ ПЕСНИ
КАРТЫ
БИБЛИОТЕКА
ГРАФИКА
ТРАДИЦИЯ
УНИФОРМЫ
ДЕЛА ВОЕННЫЕ
ОРУЖИЕ
ССЫЛКИ
ГОСТЕВАЯ КНИГА
ФОРУМ
НАЧАЛО

 

РЕФОРМА КАВКАЗСКИХ КАЗАЧЬИХ ВОЙСК КН. А.Н. ДОНДУКОВА – КОРСАКОВА

А.Н. Малукало

(г. Краснодар)

 

Пореформенный период истории Кубанского казачьего войска, как ни странно, до сих пор остается во многом малоизученным периодом в истории кубанского казачества. Вышесказанное в первую очередь относится к вопросам развития системы управления войска, хозяйственно-экономическому развитию войска как целостного института, имущественному положению казака в связи с отбыванием воинской и иных повинностей (именно в таком ключе можно дать объективную картину хозяйственно-экономического положения казачества).

Военно-административные реформы в Кубанском казачьем войске, как и в других войсках, преследовали, по мысли военного министерства, цель «…объединить, сколько возможно, казачьи сословия с другим, совместно с ним обитающим, населением под одним гражданским управлением, сохранив отдельность только в военном устройстве казаков, в собственном хозяйстве войсковом и военной администрации».

Данная цель в какой-то мере отвечала интересам казачества. Сами казаки признавали, что с окончанием Кавказской войны исчез неприятель, «а вместе с тем и те условия казацкой жизни, которые сделали из него неутомимого и недремлющего бойца». В новых условиях основным занятием казака становится хлебопашество.

Развитие гражданских начал не могло не сказаться на боевых качествах казаков. Уже в ходе реформ наиболее дальновидные государственные деятели предупреждали о возможном исчезновении казачества как военной силы. Так, начальник Главного Управления казачьих войск (ГУКВ) генерал-лейтенант Карлгоф отмечал, что с введением новых реформ казачество постепенно усвоит гражданские начала и станет отличаться от остального населения только способом отбывания воинской повинности – что-то вроде милицейской службы. Необходимо опасаться растворения казачества в гражданском быту. Если правительство заинтересовано в казачестве как военной силе, то ему «…должно будет употребить некоторые усилия для сохранения от всепоглощающего влияния гражданственности». Примерно в таком же духе высказывался М.Т. Лорис-Меликов, указывая, что «период открытой борьбы, создавший славу казачества и давший пищу одному из главнейших элементов, из которых сложились казачьи войска, духу молодечества, отваги и предприимчивости – миновал, явились иные требования, поставляющие преграды развитию присущих казачеству военных стремлений».

Необходимость «усилий» по сохранению военной силы казачества возникла довольно скоро. Внутренняя политика Александра III (удачно охарактеризованная Н.Г. Чернышевским как политика «православного консерватизма») была направлена на ограничение ранее данных уступок, так как непосредственной угрозы революционного взрыва не существовало. Однако реформа кавказских казачьих войск имеет и другое объяснение.

В пореформенный период происходил процесс постепенной утраты дворянством своих сословных привилегий и сближения его с другими сословиями. К 1917 г. Все сословия юридически утратили свои специфические сословные права. Дворянство, наряду с другими сословиями, постепенно трансформируется в классы и профессиональные группы. То есть, фактически происходит размывание основной социальной опоры царизма.

В данной связи особую значимость казачество приобретает как опора самодержавия. Следует с некоторой осторожностью подходить к категоричному выводу И.Я. Куценко о целенаправленной политике царизма в оформлении казачьей сословности, направленной исключительно на  создание надежной опоры трону, однако доля правды в этом есть.

Возможно, интуитивно высшие администраторы понимали необходимость сохранения сословной замкнутости казачества из чувства самосохранения, и в некоторой степени объективно это было так. Однако, необходимость контрреформ в кавказских казачьих войсках обуславливалась ими совершенно иными причинами. Данные причины излагались в специально изданной брошюре «Очерк развития административных учреждений в Кавказских казачьих войсках», изданной в г. Тифлисе в 1885 г. Авторство данного документа не установлено, однако есть все основания предполагать, что его создателем является либо сам кн. А.М. Дондуков-Корсаков, либо кто-то из близкого окружения князя. В брошюрке указывалось , ГУКВ реформируя казачьи войска в 60-70-е гг. 19 в. Действовало»… в духе уничтожения, а не поддержания… казачьего сословия». Необходимость сохранения казачества как военной силы требовало, по мнению автора, скорейших мер по реорганизации управления войсками.

А.М. Дондуков-Корсаков изложил свои предположения по данному вопросу в записке на высочайшее имя и просил соизволении на учреждение особого комитета по выработке предположений по реорганизации казачьих войск. Сам же он считал необходимым предпринять следующее:

1.Находящееся на территории Кубанской и Терской областей казачье и не казачье население подчинить в полицейско-административном отношении военному министерству.

2.Высшее управление в казачьих войсках сосредоточить в лице войскового Наказного Атамана Кавказских казачьих войск, присвоив это звание командующему войсками Кавказского военного округа.

3.Отделить в административном отношении территорию горцев от войсковой территории.

4.Соединить в один орган областное и войсковое хозяйственное правления, и соединить в одном лице звания окружного начальника и атамана отдела.

28 авг. 1883 г. последовало Высочайшее соизволение на создание подобной комиссии и 5 дек. 1883 г. в г. Тифлисе она была созвана. Председателем стал наказной атаман Кубанского казачьего войска ген.-лейт. Г.А. Леонов.

5 декабря 1883 г. в зал заседаний комиссии прибыл кн. А.М. Дондуков-Корсаков и обратился к членам комиссии с речью. Князь особо отметил значение казачества как военной силы, упадок боевых качеств казаков за последние 10 лет, нецелесообразность правительственных мер по слиянию казачьего населения с гражданским. Интересно отметить, что одним из важных факторов «… разрушительно действующих на экономическое благосостояние казаков» В Кубанской области князь считал «наплыв в казачьи станицы громадных масс иногороднего населения, органически не связанного с казаками и крайне их эксплуатирующего».

Данное замечание разделяли не все члены комиссии. Так, действительный статский советник Бутыркин указывал: «Ссылка на эксплуатацию есть, полагаю, недоразумение. Русское население не евреи, действующие по талмуду, а братья по крови и вере». Оказывающееся в действительности пришлого населения превосходство объясняется большей энергичностью пришлого населения. Кроме того, по мнению действительного статского советника Кучаева (только что закончившего ревизию административных учреждений Кубанской области), иногородние оказывают благотворное влияние на развитие промышленности и благосостояния края.

Комиссия предложила следующие меры по поддержанию боеспособности казачьих войск:

1.Область разделить на военные отделы, в местах проживания исключительного гражданского населения – выделить гражданские округа.

2.Права и обязанности окружных полицейских начальств оставить без изменений, а в военных отделах права и обязанности полицейских начальников возложить на атаманов отделов. Управление отделов – подчинить военному министерству.

3.Наказного атамана и Начальника Кубанской области подчинить министерству внутренних дел только по делам горских округов и городов.

4.Областное и войсковое хозяйственное правления объединить в войсковое правление, подчинив военному министерству.

5.В войсковом правлении сосредоточить также дела межевые, по войсковому и государственному имуществу, предметы ведения присутствий по крестьянским и городским делам, земским делам и по воинской повинности.

6.К Кубанской области присовокупить Черноморский округ.

7.Все перечисленные учреждения подчинить начальнику Кавказского края.

8.Принять меры по уменьшению числа иногородних и их наплыва в казачьи области.

9.Подготовить новое положение об общественном управлении в казачьих войсках.

В 1888 г. были утверждены новые положения об управлениях в Кубанской и Терской областей, входящих в их состав казачьих войск и Черноморского округа, а также об управлении отделами в указанных областях по военной части. В данных законодательных актах в полной мере реализовались предположения кн. А.М. Дондукова-Корсакова и комиссии ген.-лейт. Г.А. Леонова.

Не беремся судить, насколько данные меры поддержали боевые качества кубанцев, однако в углублении сословной изоляции между казаками и иногородними, как верно подметил Л.А. Мельников – «населения одного происхождения, одной религии, но поставленного обстоятельствами друг против друга, как два враждебных лагеря», данные преобразования сыграли значительную роль.

Таким образом, в развитии системы управления кавказскими казачьими войсками можно выделить этап контрреформ, хронологически совпадающий с контрреформами в государстве. Необходимость преобразований местным начальством виделась в необходимости сохранения казачества как военной силы. Помимо этого, безусловно объективного фактора, как представляется, немаловажную роль сыграло то обстоятельство, что царизм был заинтересован с сохранением казачьего сословия как действенной опоры трона.

 

 

Материалы предоставлены И. Кирием

 

Источник: "Казачество России: история и современность
Тезисы Международной научной конференции"
г. Геленджик, (8-11 октября 2002 г.)

 

spm111@yandex.ru

 

Copyright © 1996-2002 Cossack Web. All rights reserved.

Реклама