|
Он сказал, что казаки от казаков ведутсяавтор –
О. В. ШИПИЛОВА
О
ТУРЧАНКАХ Интересно, что «Тихий Дон» начинается с
истории о том, как дед главного героя,
Григория, в предпоследнюю турецкую
кампанию привел себе жену из Туретчины. «А
что? Дело привычное, - скажет читатель, -
казаки всегда женились на турчанках».
Именно этот миф и развенчивает автор с
самого начала романа. Мелеховская турчанка
для казаков хутора была чем-то невиданным и
диковинным, абсолютно чужим и враждебным. В
виду своей странной, по меркам казаков,
женитьбы, Прокофию Мелехову пришлось жить «бирюком»,
«на отшибе». А по хутору про него «гутарили
чудное», «бабам за разговорами поискаться
некогда было»: - И что он, милушки, нашел в ней хорошего?
Хоть бы баба была, а то так… Ни заду, ни пуза,
одна страма. У нас девки глаже ее
выгуливаются. В стану – перервать можно,
как оса; глазюки – черные, здоровющие,
стригеть ими как сатана, прости бог…….. …. – С
лица-то? Желтая. Глаза тусменныи, - небось, не
сладко на чужой сторонушке. А ишо, бабоньки,
ходит она… в Прокофьевых шароварах. - Ну?.. – ахали бабы испуганно и дружно. Характерна и трагическая развязка
ситуации. На хуторе единогласно решили, что
турчанка – ведьма. И в год небывалого
падежа скота ее «судили»… Типичное поведение людей по отношению к
представителю чужого этноса. В истории
этнографии подобные примеры являются
классическими. Чужак всегда наделялся
сверхъестественными качествами, «ведьмаческими».
Ему приписывались чудесные способности
излечивать или наводить порчу. Так,
изображаемые Шолоховым казаки были
непреклонны в своей неприязни к чужой –
турчанке. В попытке спасти жизнь жены
Прокофию Мелехову пришлось зарубить своего
же «полчанина»… |
||||
Copyright © 1996-2002 Cossack Web. All rights reserved. |