|
Он сказал, что казаки от казаков ведутсяавтор –
О. В. ШИПИЛОВА О
КУЛЬТУРНОЙ САМОБЫТНОСТИ Повествование Шолохова в «Тихом Доне»
постоянно напоминает читателю о том, что
казачество обладает своей уникальной,
традиционной культурой, как и всякая
этническая общность людей. Самобытность
речи, куреня - традиционного казачьего
жилища, хутора и станицы; все пронизано
описаниями жизненного казачьего уклада.
Вот, к примеру, как
по особенному выглядит донская казачка: «Григорий сбоку оглядел её полные, как
выточенные, ноги, волнующе-тугой обтянутый
живот и широкий, как у кормленной кобылицы,
зад, - подумал: «Казачку из всех баб угадаешь.
В одежде – привычка, чтобы все на виду было;
хочешь – гляди, а хочешь – нет. А у мужичек
зад с передом не разберешь, - как в мешке
ходит…» с. 560 (книги 1-2) Примечателен, так же, эпизод входа
красных в хутор Татарский. Несмотря на всю
тревожность и напряженность ситуации,
Мелеховы – как мужчины, так и женщины, долго
не могли унять смех – им, потомкам
степняков, чья жизнь с древнейших времен
связана с лошадьми, было забавно видеть, как
русские мужики ехали верхом: « - Чудно глядеть на ихнюю езду? –
спросил он [Петр], - А им не жалко. Побьют
спину коню – другого подцепют. Мужики! – И с
бесконечным презрением махнул рукой. – Он и
лошадь-то, может, в первый раз видит: «Мал-ти
поедим, гляди – и доедим». Отцы ихние
колесного скрипу боялись, а они джигитуют!..
Эх!» с. 100-101 (книги 3-4) И даже изображая закоренелого
большевика Мишку Кошевого, Шолохов
показывает, что традиции казачьего народа
еще не вырваны из Мишкиной души: «Он тщательно собирался к поездке домой.
Со стены купеческого дома в Каргинской
содрал цветастый коврик, приспособил его
под попону, и попона получилась на диво
нарядная, издали радующая глаз ярчайшим
разноцветьем красок и узоров. Из казачьего
сундука раздостал почти новые шаровары с
лампасами, полдюжины бабьих шалек и
употребил их на три смены портянок. Бабьи же
нитяные перчатки уложил в сакву, с тем,
чтобы надеть их не сейчас, в серые будни
войны, а на бугре перед въездом в Татарский. Испокон веков велось так, что служивый,
въезжающий в хутор, должен быть нарядным. И
Мишка, еще не освободившийся от казачьих
традиций, даже будучи в Красной Армии,
собирался свято соблюсти старинный обычай»
с. 334 (книги 3-4) |
||||
Copyright © 1996-2002 Cossack Web. All rights reserved. |