Казачья Сеть Казачья Сеть

    

КАЗАКИ 
ИСТОРИЯ
ВОЙСКА И РЕГИОНЫ
КАЗАЧЬИ ПЕСНИ
КАРТЫ
БИБЛИОТЕКА
ГРАФИКА
ТРАДИЦИЯ
УНИФОРМЫ
ДЕЛА ВОЕННЫЕ
ОРУЖИЕ
ССЫЛКИ
ГОСТЕВАЯ КНИГА
ФОРУМ

 

НАЧАЛО

 

Войсковой Вознесенский кафедральный собор в Новочеркасске

Третий вариант собора.
1893г. - 1904г.          

Проект третьего варианта собора поручили областному архитектору, академику архитектуры А.А. Ященко.  24 марта 1891 г. проект был высочайше утвержден. В то же время учредили и Высочайше утвердили Соборостроительную комиссию, которая 22 мая “открыла свои действия”. Военный Совет положил: ”1) Постройку собора произвести в течение десяти лет и на расходы по этой постройке ассигновать ныне из общаго войсковаго капитала сверхсметные кредиты: а) на постройку собора 156.620 руб., и б) на содержание соборостроительной Комиссии, в счет годовой суммы, 13.000 руб.” Этим  решением на постройку собора разрешалось выделять ежегодно 169.620 руб., которые слагались из  156.620 руб.  + 13.000 руб.(“Сборник правительственных распоряжений по казачьим войскам”, том ХХХ , за 1894 г. С.-Петербург, 1895 г., с. 491). Этим же постановлением были утверждены оклады архитектора - строителя в 6.000 руб. и его помощника - 2.000 руб. В   августе   1891 г. под наблюдением первого строителя собора архитектора А.А. Ященко начались работы по устройству фундамента. Для этого прежде разобрали старый фундамент и углубили котлован под новый фундамент. Сотни кубометров вынутой земли вывозились на засыпку многочисленных оврагов, пересекающих во многих местах улицы Новочеркасска. Рядом на соборной площади в это же время возводили необходимые вспомогательные здания.

“27 мая настоящаго года (1892 - Е.К.) на месте строющегося в Новочеркасске войскового собора был обнаружен старинный склеп и в нем гроб, обитый шелковой материей,  с изображением  креста и Адамовой головы на крышке, сделанным из серебряннаго галуна”. Как установили, гроб принадлежал  “выдающемуся священнослужителю” протоиерею Алексею Оридовскому. Именно он  стоял у истоков освящения места под закладывающийся в 1805 году Новый Черкасск и войсковой Вознесенский кафедральный собор. Протоиерей А. Оридовский присматривал за устройством в еще планируемом  Новочеркасске первой деревянной часовни, в которой и было совершено освящение места под собор и сам город Новочеркасск. Скончался протоиерей А. Оридовский, по свидетельству его современников Петра Чеботарева и протоиерея Василия Рубашкина,  в 1812 г. По письменному свидетельству последнего протоиерей А. Оридовский  “погребен 13-го (марта  1812 г.- Е.К.) в Новочеркасске, за соборным олтарем каменной церкви."(Д.Е.В.,1892 г., неоф. отдел. № 14, с. 591). Именно это захоронение, совершенное в период  строительства  первого  варианта  каменного Вознесенского  собора, строящегося с 1811г. по проекту Русско и было вскрыто строителями третьего варианта собора в 1892 г. Первого и самого активного священнослужителя Новочеркасска протоиерея А. Оридовского с почестями перезахоронили  на городском кладбище 30 мая 1892 г.

В 1892 г. котлован под фундамент был подготовлен. Для его устройства вынули 4.665 куб. саж., т.е. около 10 тыс. куб. м. грунта.  В этом же году решили построить водопровод специально для строительства собора, протяжением до 2-х верст из реки Аксай с подъемом  до 20 тыс. ведер воды в сутки  и стоимостью до 16 тыс. руб.  Тут же на площадке у строящегося собора создали механическую лабораторию для испытания  поставляемого кирпича. Решение о ее создании соборостроительная комиссия приняла еще 24 августа 1891 г. Имея горький опыт обрушения двух вариантов собора, она справедливо опасалась начинать строительство третьего варианта собора. Поэтому для испытания  строительных материалов и уверенности в их прочности создавалась механическая лаборатория .

Первые испытания в механической лаборатории провели 22 августа 1892 года. В частности, давалась оценка качеству цемента Черноморского завода. Поскольку оборудования для полного анализа не хватало, то часть материалов направлялась для исследований в механическую мастерскую Санкт-Петербурга. Опыт показал, что для эффективных исследований нужен пресс. Поэтому соборостроительная комиссия попросила профессора Николая Апполоновича Белелюбского (сына известного проектировщика и строителя Новочеркасского водопровода  А.В. Белелюбского), выбрать и рекомендовать необходимый пресс для испытания на прочность кирпича местного изготовления. Белелюбский предложил закупить  пресс Амслера в Швейцарии (давление до 33 тонн) и цементный копер Клеба. Вначале эти машины испытали в механической мастерской Санкт-Петербурга, а затем перевезли и установили в Новочеркасске. Их покупка и доставка обошлась войску Донскому в 20 тыс. руб. Наиболее интенсивно механическая лаборатория поработала в 1897г., на который пришелся пик строительных работ. Результаты физико-механических испытаний материалов помещены в “Лабораторной книге Соборостроительной комиссии” и в годовых отчетах о ходе работ по постройке собора. (г. ”Мелиоратор”,   № 9 от 5 ноября 1994 г.).

В следующем 1893 г. скоропостижно скончался архитектор А.А. Ященко и   его место в качестве строителя Вознесенского собора занял войсковой архитектор Илья Петрович Злобин. При нем  продолжились работы в котловане, построено машинное здание для подачи воды из цистерны на постройку собора. В этом же году шла заготовка кирпича, цемента и других строительных материалов.

17 октября 1893 г. в день традиционного войскового праздника  “при многочисленном стечении народа”, колокольном перезвоне  и пушечной стрельбе состоялась торжественная закладка нового варианта собора. ”Ко дню закладки на основании алтарной стены вделан был камень с высеченным на нем углублением  в виде креста; около него помещался другой камень, который предназначался для покрышки перваго камня. В обоих углах имелись отверстия для скрепления их толстыми железными прутьями. Прутья сделаны так, что при забивании концы их раздвояются сами собой, и затем поднять верхний камень совершенно невозможно. Кроме этих камней соборостроительной комиссией изготовлены были кирпичи из сераго камня с надписями лиц, которыя должны были заложить их в основание собора, серебряная дощечка с подробной надписью  на ней времени закладки храма и монеты чеканки 1893 г. Кирпичей семь: для Войсковаго Наказнаго Атамана в.Д., начальника войсковаго штаба, помощника Войсковаго Наказнаго Атамана по гражданской части, Архиепископа Донскаго Макария, Епископа Аксайскаго Иоанна, областнаго предводителя дворянства и зодчего И.Злобина, руководящего теперь постройкой собора.”(“Донские Епархиальные Ведомости”, № 21 от 1 ноября 1893 г., неоф. отд.,     с. 990-991).

На закладной доске, замурованной в специальном каменном футляре в фундаменте, нанесли следующую надпись: “Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Основался сей Соборный Храм в честь и память Вознесения Господня, при державе Благочестивейшаго  Самодержавнейшаго, Великаго Государя нашего ИМПЕРАТОРА  Александра Александровича, супруге Его Государыне ИМПЕРАТРИЦЕ Марии Феодоровне и Наследнике ЕГО Государе Цесаревиче Николае Александровиче; в управление войском Донским Войсковаго Наказнаго Атамана Генерал-Адьютанта, Генерал-от кавалерии, князя Николая Ивановича Святополк-Мирскаго, при святительстве  же Высокопреосвященнаго Макария, Архиепископа Донскаго и Новочеркасскаго, по проекту Академика  Архитекторы Ященко, в присутствии Войсковаго Наказнаго Атамана Войска  Донскаго, Архиепископа Донскаго, членов Соборостроительной Комиссии, членов всех присутственных мест Области войска Донскаго, Дворянства и Христолюбивых Донских воинов в лето от сотворения мира 7401, от Рождества Христова же по плоти Бога Слова 1893 года Октября 17 дня."(“Войсковой Соборный Храм в гор. Новочеркасске”, К. Лимаренко, изд. Соборо-Строительной Комиссии, Киев, 1904 г, стр. 10-11). На площади у строящегося собора провели Войсковой Круг. По окончании молебна  Войсковой Круг направился в здание Областного правления (ныне военный институт связи), где  участникам Круга преподнесли “войсковую хлеб-соль”. В адрес Императора Александра 111 направили  телеграмму о закладке войскового собора. В тот же день  в Новочеркасск пришла телеграмма: “Генерал-адьютанту князю Святополк-Мирскому. Искренне благодарим войско Донское; радуюсь, что, наконец, состоялась закладка войсковаго храма, столь недостающего Новочеркасску. Александр. 17 октября 1893 г. Гатчино.”(“Донские Епархиальные Ведомости”, № 21 от 1 ноября 1893 г., неоф. отд., с. 993).

В 1894-1895 г.г. производилась кладка фундамента  и двух нижних подвалов собора. Здесь следует отметить, что подземная часть собора проектировалась по принципу “плавающего  фундамента”, когда вес здания собора планировался равным весу грунта, вынутого из котлована под фундамент. Т.е. вес собора должен был уравновесить вес выбранного грунта.  Эти условия потребовали закладки фундаментной плиты на глубине от 13,4  до 15 м.

Для изготовления кирпича на строительство собора, решением Военного Совета от 28 апреля 1894 г., было определено построить с торгов (т.е. подрядным)  или хозяйственным способом  специальный кирпичный завод, на который выделили 36.198 руб. из сумм, направляемых на строительство собора. Ежегодные эксплуатационные расходы для завода определили в 1.500руб. Руководство  войскового кирпичного завода соорудило дополнительный водопровод и построило  10 сараев для сушки  сырца. Кирпич  по требованиям механической комиссии должен был иметь сопротивление не менее 40 пудов на 1 кв. дюйм , что соответствует современной марке кирпича  М-125. А песчаник - 160 пудов на 1кв. дюйм. Лучший цемент привозился из ряда городов России (Одесса, Новороссийск, Москва, Керчь и др.), а также из Англии. Эта же механическая комиссия исследовала строительные материалы при сооружении  зданий Новочеркасского казачьего (юнкерского) училища на Платовском пр. (ныне здание артшколы), Новочеркасского реального училища (ныне школа № 1.), казачьих казарм в городе и др.

Но в 1896г. Комиссия обнаружила на соборной площади 600 тыс. штук кирпича, которые по проекту уже должны были быть заложены в основание фундамента. Прежний опыт обрушения двух вариантов собора   подсказывал, что необходимо провести детальное обследование указанного  факта и найти причину, по которой более полумиллиона штук кирпича оказались неиспользованными. Предварительный осмотр показал, что бутовая и кирпичная кладка фундамента произведены в размерах меньших, чем предусматривалось проектом А.А. Ященко. Архитектор И.П. Злобин  вынужден был давать письменные объяснения в Главное инженерное управление при Военном Министре, под присмотром которого строился Войсковой собор в Новочеркасске. Управление командировало в Новочеркасск своего представителя инженер-полковника К.Х. Лимаренко, только что окончившего строительство собора  в Ковенской  крепости.

Профессор, доктор технических наук  из  НГТУ  Ю. Мурзенко, много сил и времени положивший на изучение документации и состояния Вознесенского собора в наши дни, писал: ”Скрупулезно обследовал К.Х. Лимаренко возведенную часть и грунтовое основание. Обнаружились ошибки в размерах, в плане, в глубине заложения фундаментов и всего этого - не в запас прочности! По предложению К.Х. Лимаренко были затем внесены коррективы в проект. Кладка фундаментов, стен и опор была подвержена реконструкции, надземная часть была облегчена примерно на 1/10 своего веса."(“Новочеркасский Вознесенский”, г. ”Знамя Коммуны” 1992 г., декабрь ).  Лимаренко, пробив в разных точках фундамента шурфы,  обнаружил, что разница плоскости фундамента с востока на запад достигает почти 1 метра. А это значит, что если на такое разноплоскостное основание поставить собор весом 9,8 миллионов пудов (т.е. 156,8 тыс. тонн), то он разорвет фундамент и произойдет новое обрушение собора. 

По докладной  инженер-полковника К.Х. Лимаренко  Военный министр принял решение поручить ему переработку проекта и возглавить строительство собора в Новочеркасске. В связи с этим поручением  К.Х. Лимаренко перепроектировал собор (не нарушая внешнего облика, предложенного архитектором А.А. Ященко), а также  уменьшил его вес на 1млн. 300тыс. пудов, т.е. на 20,8 тыс. тонн. Таким образом, строящийся Вознесенский собор по проекту Лимаренко стал весить 136 (а не 156,8) тыс. тонн. Для уменьшения нагрузки К.Х. Лимаренко предложил заменить кирпичные своды современными железобетонными по системе Монье (впервые примененные на Дону). Помощниками строителя собора К.Х. Лимаренко назначили гражданского инженер-архитектора  С.И. Болдырева, а позднее, гражданского инженера Г.М. Сальникова.

В 1897г. работы на строительстве собора продолжились. В 1898-1899г.г. производилась кладка кирпичных стен. В 1900 году проводилась кладка главного купола. При его сооружении велась беспрерывная работа в течение 36 часов, не допускавшая ни минуты простоя, чтобы не обрушился главный купольный свод  диаметром более 18 м. Верхняя часть главного барабана складывалась из пустотелого кирпича, который изготовлялся по специальному заказу на заводе гончарных изделий Торецкого Общества Екатеринославской губернии. Цемент для их связки заготавливал французско-русский завод “Союз”, расположенный недалеко от Ростова-на-Дону. Собственный вес  бетонного свода, созданного по системе “Монье” (без веса главного креста - Е.К.), составил  более 182 тонн.

Главный купол и пять других покрыли листовой медью в шашечном порядке, а остальные полукупола - железом. Впоследствии, при отделке внутренних росписей собора сусальным золотом,  будут покрыты таким же золотом - главный купол и 5 куполов вокруг него.

23 июля 1900 г. происходило поднятие 9 колоколов на строящийся собор. Старые колокола сняли с колокольни  временного деревянного Вознесенского собора и поставили при входе в новый храм. Вскоре их стали поднимать через специально оставленное отверстие, сделанное в своде. Кроме четырех прежних  колоколов, подняли пять новых, изготовленных на заводе Финляндского. После молебна, совершенного Преосвященным Иоанном и градским духовенством, а также окропления священником Титом Климентовым святой водой колоколов, они стали подниматься на крышу собора.

Самым большим и мелодичным был старинный колокол весом в 700 пудов (по другим источникам - 750 пуд., т.е. 11,2 т. - 12,0 т.), отлитый еще 20 октября 1744 года для Воскресенского собора в Черкасске мастером Михаилом Шаториным, а “старанием        (т.е. заботами - Е.К.) войскового атамана Даниила Ефремова”.  Другой колокол весил 300 пудов (т.е. 4,8 т.) и  был отлит в 1864 г. при Наказном Атамане П.Х. Граббе  московским мастером М.А. Ольховским на харьковском заводе Н.Т. Рыжовой. Именно этот колокол и подняли первым. Третий колокол весил 154 пуда 5 фунтов (т.е. около 1,5 т.). Его  изготовили во времена Войскового Наказного Атамана Н.В. Краснокутского (1874-1881г.) “от усердия семейства купца Данила Харламова и других благотворителей...”.Четвертый колокол без надписи выливался в Ставрополе-Кавказском. Пятый колокол весом 26 пудов 28 фунтов (т.е. 420 кг.) случайно разбили  и поэтому не подняли на колокольню нового собора, хотя его отлили в Казани еще в 1810 году “при войсковом атамане генерал-лейтенанте Матвее Ивановиче Платове ..." В торжестве поднятия колоколов, наряду с горожанами, приняли участие второочередные казаки станиц: Старочеркасской, Грушевской и Кривянской.(“Донские Епархиальные Ведомости”, 1900 г., № 22, неоф. отд.,  с. 503-504., №32, неоф. отд. с. 726).

Фирма Семена Абросимова из Санкт-Петербурга за 44.324 руб. выполнила работы по золочению 6 куполов возводимого собора, а в Богемии (Чехословакия)  изготовили самый большой крест на главный купол, весом в 80 пудов, т.е. 1.280 кг. и  высотой в 16 футов, т.е. 4,9 м. В его перекрестие   вставили  80 монолитов из горного хрусталя, граненые под алмазную грань и оправленные каждый в медную посеребренную оправу. Это  давало огромный световой эффект при попадании лучей солнца на золотой крест со вставленным как бы общим хрусталем. Блеск природного солнца отражался в искусственной позолоте и хрустальном многогранном монолите. К тому же эффект придавали и пять позолоченных куполов, обрамляющих главный купол. Игра солнечного света в золоте и хрустале создавала  как бы светящийся шар, иллюзию второго солнца. Поэтому со времени (3 сентября 1900 г.)  торжественной установки железных позолоченных восьмиконечных крестов на 5 куполах и алтарном полукуполе, а также креста на главном куполе собора Войсковой  храм называют “вторым солнцем Дона”. А поскольку собор (высотой в 74,7м.) стоит на возвышенном месте Новочеркасска  и был виден в ясную погоду до 30 верст, то можно себе представить каково было зрелище  в солнечную погоду в целом на город и Войсковой собор, например, из займища или станицы Кривянской. Собор со  сверкающим крестом издалека мог представиться  известной “шапкой  Мономаха”. В этом же году  остеклили все окна, в т.ч. в 16   окнах  вставили цветные кафедральные витражные стекла с  орнаментом и в 7 окнах – на библейские мотивы. Работы выполнило Северное стекольное общество.    

В 1901г. окончены штукатурные и скульптурные работы, а также вставлены железные переплеты во всех 136 окнах собора. Ростовская фирма Зигель и ее представительство в Новочеркасске, выполнили все работы по отоплению и вентиляции. В этом же году устроили три гранитных крыльца только  с западной стороны (с тем чтобы исключить сквозняки). На главном входе устроили 16 гранитных ступеней. Фундамент под главное гранитное крыльцо изготовили еще в 1899 г. и на него  сделали временную нагрузку весом в 20 тыс. пудов (т.е. 320 тыс. кг.), для того чтобы в течении двух лет проверить возможную осадку главных ступеней собора. В цокольной части собора устроили 5 специальных дверей (в алтарную часть, в просвирню,  хозяйственную часть и т.д.).

В 1902г.  произвели заготовку мраморных плит для полов  и внутренних ступеней, а также мрамора для иконостаса. Белый мрамор из Италии  для полов и иконостаса поставила ростовская фирма итальянца Сильверста Тонитто, а розовый (для колонн), привозили  из Франции. Построенные на соборной площади мраморные мастерские изготавливали плиты для покрытия полов. Всего  уложили 5.600  штук мраморных плит четырех цветов: серого, белого, розового и зеленого. Фриз сделали из белого мрамора. Полы на хорах  соорудили  из метлахской плитки Харьковского завода Бергенгейма. Все бетонные работы произвела Новочеркасская фирма Торлецкого. В этом же году в соборе новочеркасской фирмой “Фертиг и Богатырев” устроено электрическое освещение (вначале временное для выполнения художественных работ, а затем постоянное, для освещения собора ). Вокруг собора  построили тротуар из метлахской цветной плитки на бетонном основании  шириной около 3 метров и длиной около 300 м. (не сохранился).

В 1902 г. фирма “Альтшвагер” установила на  фасаде собора часы диаметром  около    2-х метров  с часовым механизмом внутри собора, для обслуживания которых в штат собора позднее ввели механика с окладом в 70 руб. годовых. Рядом  выставили два образа работы новочеркасского художника Елисея Григорьевича Черепахина “Донской Божией Матери” и "Благословляющего Христа”. Они выполнены на позолоченной меди под стеклом размером свыше  2-х квадратных метров каждый. Под  его же руководством в соборе  изготовили  всю церковную мебель и многие деревянные работы.

В 1902 г., когда  собор вчерне построили,  из Петербурга приехала комиссия под председательством профессора Инженерной академии генерал-лейтенанта Веденяпина. Комиссия признала выполненные работы  правильными и подписала акт о приемке здания собора. В этом же году объявили всероссийский конкурс на лучшее живописное оформление Вознесенского собора в Новочеркасске. Из нескольких, предложенных Святейшему Синоду проектов, победил проект № 2  с девизом “Кружок”, выполненный  художниками  Стаборовским  и Гружевским из  "Общества  Русских художников". Комиссия при  Святейшем Синоде рассмотрела этот проект  и утвердила его 27 мая 1902 г. с незначительными изменениями. Военный Совет журналом от 6 июня этого же года разрешил заключить контракт с "Обществом Русских художников" на выполнение художественно-оформительских работ в Новочеркасском соборе.

В 1903 году начали монтировать  мраморный иконостас, отличающийся великолепной кружевной вязью. Работу по его устройству и живописи отдали по конкурсу профессору А.В. Пряхову за 226 тыс. руб.

Список священных изображений и проект размещения их по стенам собора и в иконостасах составлен был ректором Донской духовной семинарии протоиереем М.Симашкевичем (с 1915 г. Архиепископ Донской и Новочеркасский).  А непосредственный эскиз-проект по оформлению собора выполнил художник Грязнов. В Петербурге  законтрактовали группу "Общества Русских художников", в т.ч. из Москвы,  и направили в Новочеркасск. В большой группе живописцев  можно  выделить: Ивана Федоровича Попова, Владимира Михайловича Лопатина, Николая Георгиевича Масленникова, Аполлона Васильевича Троицкого, Владимира Александровича Пояркова, Дмитрия Николаевича Кардовского, Ивана Федоровича Порфирова, Вениамина Николаевича Попова, Александра Михайловича Грушина, а также Г.В.  Белащенко, А.В. Троицкого, А.П. Хотулева, Г. Мясоедова, В.А. Иващенко, А.С. Петухова,  В.А. Плотникова, Т.К. Петрусевича, Т.П. Шинкаренко, М.Е. Ватутина,   Ф.С. Казачинского, С.Е. Девяткина.

Всех живописных работ художники выполнили на 100 тыс. руб., не считая стоимости использованного сусального золота на 17 тыс. руб. Всего художественных работ в соборе (в т.ч. икон в иконостасах) до 200. Самая большая картина  в Новочеркасском соборе - “Страшный суд”. Она занимает площадь более 35 квадратных сажень,  т.е. около 75 кв. м. Естественно, что в соборе есть картины, отображающие суть всех 12-ти главных православных праздников. На центральном куполе мы видим огромное  погрудное изображение Христа Спасителя (характерное для оформления ранних русских церквей), Пантократора, Вседержителя, Царя Царствующих, выполненное художником И.Ф. Порфировым. От пола, до купола, диаметром более 18 м., на котором изображен Иисус Христос, более 50 метров. О том, что это достаточно высоко убеждает тот факт, что между глазами образа Иисуса Христа ровно один метр. Над алтарем на золотистого цвета полусфере  художником М.Е. Ватутиным  по эскизу И.Ф. Попова изображена “Святая Троица”. Ниже ее в алтарной части  в открытые  царские врата видна огромная 13 метровая картина художника Вениамина Попова “Тайная вечеря”, выполненная по эскизу того же художника И.Ф. Попова. Сам же Иван Федорович Попов, оставшийся после росписи собора жить в Новочеркасске, написал четыре картины в притворе собора: “Исцеление дочери Хананеянки”, “Притча о Блудном  Сыне”, “Отрок Иисус во храме” и “Благословение детей”.

На хорах, расположенных на втором этаже колокольни, вывешены картины исторической живописи, которые отразили основные вехи становления и развития Донского казачества. Здесь расположены картины: ”Сборы Ермака в поход на Сибирь” в 1580 г. художника Ф.С. Казачинского, “Пожалование Царского знамени при Царе Михаиле Федоровиче в 1614 году” художника Д.Н. Кардовского, “Азовское сидение в 1641 году” художника Петрусевича, “Сборы Петра Великаго под Азов в 1696 г.” художника Максимова по эскизу Д.Н. Кардовского, “Закладка собора и города Новочеркасска атаманом Платовым в 1805году “ художника И.Ф. Попова, “Встреча Атамана Платова в 1814 году близ г.Новочеркасска” художника Петухова, “Вручение пернача 6 мая 1887 г.” Наследнику Престола Цесаревичу Николаю Александровичу, художника Д.Н. Кардовского.

В 1904 г. проводились столярные работы Новочеркасской фирмой Желтикова и частично фирмой художника Е.Г. Черепахина. В этом же году производилось мощение площади вокруг собора и устройство скверов. Весной 1904 г. закончились  все оформительские и мраморные работы. Церковную утварь  изготовила Московская мастерская А.М. Постникова, в частности, соборную плащаница стоимостью в 5 тыс. руб. Этой же фирмой изготовлены для иконостасов “трое царских врат” и 6 боковых дверей. Врата и двери исполнены из отлитой чеканной бронзы. Все лицевые части вызолочены, а задние - посеребрены.

Большое внимание Соборостроительная комиссия уделила  планировке и оформлению Соборной площади. Замощенная полностью камнем, она имела  три сквера  с дорожками, электрическое освещение на столбах. Примечательной деталью площади стал  чугунный, резной работы фонтан, который  закрыл собой  бывший водный резервуар, построенный вместе с соборным водопроводом для  обеспечения строительства водой. Фонтан использовался не только как украшение Соборной площади, но и для освящения воды и полива  небольших скверов, устроенных по углам Соборной площади.

Выстроенный к весне  1904 г. Войсковой Вознесенский кафедральный собор в Новочеркасске, вмещающий на одну службу до 5.000 чел., представлял собой одно из самых величественных в России церковных зданий, по величине уступающее только храму Христа Спасителя в Москве (10тыс.чел.) и Исаакиевскому собору в Петербурге (7 тыс. чел.). Его технические характеристики составили:  полная высота внутри храма - 51,2 м., полная высота снаружи с  крестом - 74,7 м., длина внутри - 72,5 м., длина снаружи - 76,8 м., ширина внутри - 57,6 м., ширина снаружи 62 м., диаметр купола внутри – 18 м., а снаружи - 21,5 м.    

Собор имеет два подвала - нижний и верхний общей глубиной около  15 м. Нижний подвал служит для хранения свечей, лампадного масла и т.д., а верхний  приспособили для несгораемого войскового архива в северном крыле, а в центре – под усыпальницу великих людей Дона, состоящую из 24 мраморных саркофагов. Рядом  сооружена  однопрестольная Покровская  церковь, которая символизировала первые деревянные церкви на Дону . В помещения нижнего подвала ведут две чугунные лестницы: одна винтовая с 70-ю ступенями и 3-мя площадками,  другая с 51-й ступенькой и 5-ю маршами. На хоры ведет чугунная лестница, имеющая 9 маршей из 62 ступеней и 9 площадок. А на колокольню - лестница из 4-х маршей с 48 ступенями и 5 площадками, а затем винтовая лестница с 56 ступенями. Всего же на колокольню ведет до 200 ступеней.

Для обогрева и принудительной вентиляции собора рядом на соборной площади построили  “паровичное здание”, соединенное с собором особым тоннелем длиной около 30 м. Предусматривалась паровоздушная колориферная система отопления, когда нагретый 4-мя паровыми колориферами чистый воздух подается внутрь собора и поддерживает независимо от внешних перепадов температуры  11 градусов среднегодовой температуры. Именно эта цифра обеспечивала нужный микроклимат внутри собора, как для проведения служб, на которых могло вмещаться несколько  тысяч человек, так  и нужную температуру для сохранности церковной и исторической живописи.

Еще в начале 1903 г. Соборостроительная комиссия определила штат служащих в соборе: 1 смотритель (720 руб. в год), 1 машинист  (540 руб.), 1 кочегар (140 руб. за 7 зимних месяцев), 9 сторожей по 180 руб. и 1 сторож при помещении котлов (192 руб.) Всего на содержание служащих при соборе утвердили сумму в  3.212 руб. в год.

Войсковой Вознесенский кафедральный собор в Новочеркасске построен в ново-византийском стиле. Его внешнее скульптурное оформление по эскизам художника Грязнова выполнено скульптором Возницким. Собор украшен многими священными надписями, что свидетельствует о его близости древнему архитектурному церковному искусству, восходящему к периоду первых христианских церквей, устраиваемых  в катакомбах. Новочеркасский Вознесенский кафедральный собор украшают следующие надписи, некогда блиставшие золотом на солнце: “Дом Мой, дом молитвы есть”, “Вниду в  дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему”, “Господь во дворе святем Своем”, “Молитвы мая Господеви воздам пред всеми людьми Его." Связь с раннехристианской катакомбной церковью символизируют и  саркофаги в усыпальнице верхнего подвала собора.

Вознесенский кафедральный собор - это не только православный храм, но и храм-памятник  славных  дел и лучших представителей Донского казачества. В народе в разные времена ходили различные легенды о множестве потайных подземных ходов из собора: в хут. Малый Мишкин, в здание Областного правления, к железнодорожному вокзалу, к р. Тузлов и т.д. Но реально есть только один ход  из южной подалтарной части храма в бывшее здание Архиерейского дома (ныне Дом офицеров), для того, чтобы  Архипастыри Донские могли при необходимости (при большом скоплении народа на соборной площади, а также войск) беспрепятственно пройти непосредственно в алтарную часть храма, а также тоннель к котельной.

9 мая 1904 года, в день  совпавший с праздником святого Николая, в Новочеркасске состоялось  освящение нижней церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы  в новом, еще не открытом каменном Вознесенском кафедральном соборе.  8 мая в новой церкви отслужили всенощное бдение и сделали необходимое приготовление к освящению храма. В 9 часов утра прибыл Высокопреосвященный Афанасий, Архиепископ Донской и Новочеркасский и Преосвященный Иоанн, Епископ Аксайский. Началось освящение нижнего Покровского храма. Пели два хора: архиерейский и войсковой. Присутствовали  Войсковой Наказной Атаман  генерал-лейтенант К.К. Максимович, начальник Войскового штаба генерал-лейтенант П.А. Плеве, генерал-лейтенант А.М.Греков, областные руководители, почетные лица и др., в т.ч. настоятельница Старочеркасского Ефремовского женского монастыря  игуменья Иннокентия. «Обширное помещение нижней церкви, с скромною, но хорошею стенописью, своим оригинальным видом, при электрическом освещении и множестве лампад и паникадил со свечами, переносило мысль ко временам катакомб древняго христинства, а прекрасная обстановка храма с дорогими иконами и паникадилами старого собора (в числе которых немало имеющих историческое значение), при торжественном архиерейском богослужении и стройном пении хоров, производили на присутствовавших особенное   впечатление  и  благоговейное  настроение».

Новый храм, по мнению современников, “будет служить историческим памятником Донского войска в продолжение грядущих  времен”(“Донские Епархиальные Ведомости”, 1904 г., № 15, неоф. отд., с. 459-460).

25 июня 1904 года  обычный будничный, рабочий день  оказался для жителей Новочеркасска торжественным и церковно-радостным. В этот день в 13 часов дня в Вознесенском соборе было совершено благодарственное Господу Богу молебствие по случаю полного окончания работ по сооружению и отделке нового кафедрального собора. На молебен прибыли представители  местных властей и учреждений во главе с Войсковым Наказным Атаманом генерал-лейтенантом К.К. Максимовичем. Молебен совершил Высокопреосвященный Афанасий в сослужении Преосвященного  Иоанна, ректора Донской духовной семинарии протоиерея М.Симашкевича, кафедрального протоиерея Г. Федорова, протоиерея Александро-Невской церкви В. Петрова, ключаря собора З. Лобова, игумена Иосифа и других священнослужителей городских церквей. Перед началом молебна Архиепископ Донской и Новочеркасский Афанасий  подчеркнул ту мысль, что в храме Божием как в житнице “семя слова Божия, благодати Божией, сеется, сохраняется и возвращается, (выделено автором) Господу поспешествующу, в душах молящихся”(“Донские Епархиальные Ведомости”, 1904 г., № 20, неоф. отд., с. 597). В конце благодарственного молебна, песнопения, перемежавшегося пением певчих то архиерейского, то войскового хора, протодиакон провозгласил многолетие Государю Императору и всему Царствующему Дому, Священному Синоду, Архипастырю, Войсковому Наказному Атаману, строителям собора и всем жителям Новочеркасска и “страны Донской”.

6 мая 1905 г., т.е. практически через сто лет после его закладки 18 мая 1805 года, каменный Войсковой Вознесенский кафедральный собор в Новочеркасске был торжественно освящен и открыт. На освящение ожидали прибытие Императора Николая 11, который в августе 1904 г. при проводах на Русско-Японскую войну 4-й казачьей дивизии со сборного пункта в лагерях Персиановки, обещал приехать на торжества по открытию Войскового собора. В частности, его ожидали в начале 1905 года. Об этом сохранились документы.   Так,  4 февраля 1905 г. педсовет Новочеркасской мужской гимназии "с величайшим прискорбием  выслушал сообщение Войскового Штаба Войска Донского от 24 января с.г. о том, что приезд ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА на Дон отменен до мая месяца 1905г." Но царь не приехал и в мае, несмотря даже на то, что новый день освящения собора приурочили к дню его рождения. Император  вновь не приехал. Этим и объясняется, почему так долго не освящался построенный храм. 7 мая, в ответ на телеграмму из Новочеркасска с поздравлением в честь его дня рождения и сообщением  о торжествах по случаю освящения новоустроенного Вознесенского кафедрального собора, Император прислал свою телеграмму: “Сердечно благодарю славное войско Донское за поздравление. Рад известию, что сегодня состоялось освящение новаго войскового собора. НИКОЛАЙ, Царское село, 7 мая 1905г.”(“Донская церковная старина”, ч.1, 1906 г., с. 116).

Строительство третьего варианта Войскового Вознесенского кафедрального собора, который при освящении назвали “памятником религиозной ревности”  донцов, обошлось  казакам в 2 миллиона рублей, что оказалось в два раза дороже строительства известного Владимирского собора в Киеве.

Торжества начались 5 мая вечером  в заполненном молящимися соборе в присутствии Войскового Наказного Атамана, членов Соборостроительной комиссии, генералитета и др. Всенощное бдение  начал ректор духовной семинарии архимандрит Митрофан (будущий Архиепископ Донской и Новочеркасский) с выходом на литию Высокопреосвященейшего Афанасия, Архиепископа Донского и Новочеркасского. В выходе на величание храмовому празднику,  Вознесению Господню, принял участие и Преосвященейший Иоанн, Епископ Аксайский. Пели во время богослужения два лучших хора певчих  в  Новочеркасске -  архиерейский и войсковой.

Торжественный благовест в 8 час. 30 мин. утра 6 мая 1905 г. оповестил жителей Новочеркасска и собравшихся на торжество представителей всех казачьих станиц Дона  о начале долгожданного освящения собора. В 9 часов утра прибыл Архиепископ Афанасий и встретил перед храмом Войсковой Круг. Когда участники Круга заняли свои места на соборной площади,  началось освящение престола. В нем приняли участие четыре священнослужителя: архимандрит Митрофан, кафедральный протоиерей Г.Федоров, протоиерей В.Петров и ключарь собора З.Лобов. Затем священнослужители перенесли его в алтарь собора. Стены новоустроенного собора окропил св. водой архимандрит Митрофан. Во время каждения храма Архиепископом Афанасием ключарь собора помазал св. миром все четыре стены  храма. Святые мощи принес из Крестовой церкви, расположенной в Доме Архиепископа (ныне Дом офицеров) Епископ Иоанн, при участии в крестном ходе всего городского духовенства. Около занавеси их встретил в сослужении 12 священнослужителей Архиепископ Афанасий. Он прочитал молитвы и  осенил молящихся на 4 стороны св. крестом, а Епископ Иоанн  окропил их св. водой. Во время причастного стиха, один из наиболее уважаемых в городе священников Тихон Донецкий, произнес  слово, приличествующее данному торжеству(”Донская церковная старина”   ч.1., 1906 г., с. 120 - 127).                                 

После Божественной литургии Архипастырями, в сослужении 30 священноиереев, был совершен благодарственный Господу Богу молебен с произнесением многолетия, во время которых войсковые регалии   окропили святой водой. Перед молебном прочитали  “Высочайшую грамоту”, жалованную войску Донскому 6 мая 1887 г., во время пребывания в Новочеркасске Императора Александра 111 и его Наследника Николая Александровича, нынешнего Императора Николая 11. Освящение придела во имя Воскресения Христова совершил Архиепископ Афанасий  в сослужении соборной братии 22 мая 1905 г. Освящение придела во имя иконы Божией Матери, именуемой Одигитрии,  совершили 12 июня 1905 г.

В память об освящении и открытии Новочеркасского войскового собора  еще 24 октября 1903 г. начали дело по изготовлению соответствующих медалей. 19 февраля 1904 г. Комиссия по сооружению соборного храма направила начальнику Монетного двора в Санкт-Петербурге прошение об изготовлении медалей в память освящения Новочеркасского Вознесенского собора диаметром в 1,75 вершка, т.е. около 8 см. Медалей заказали: 2 шт. золотых, 100 шт. серебряных, 500 шт. бронзовых, а к ним 102 футляра и 500 коробок. Эскиз медалей прилагался к прошению, подписанному председателем соборостроительной комиссии генерал-лейтенантом Грековым, строителем собора инженер-полковником Лимаренко и непременным членом войсковым старшиной Дюбиным.(ГАРО, Ф.354, оп.1., д.782, с.15). Подлинные медали есть в некоторых семейных архивах новочеркасцев. Так, серебряная медаль имеется в домашнем архиве Л.С. Лариной (правнучка протоиерея Тита Климентова, ключаря Вознесенского собора), а бронзовая – в семье К.К. Куликова (сына известного в городе архитектора К.И. Куликова).

В память об этом же бывшая Соборостроительная комиссия, согласно постановления Военного Совета от 3 октября 1904 г., заказала 500 экземпляров иллюстрированного описания Новочеркасского собора, подготовленного в виде отчета о строительстве храма инженер-полковником К.Х. Лимаренко. Из этого числа 2 экземпляра готовились для царской семьи, 28 экземпляров “золотообрезных в кожаных переплетах”, 70 экземпляров на толстой бумаге в тисненных  переплетах и 400 экземпляров на обыкновенной бумаге, также в тисненных переплетах. Из этого количества 10 экземпляров отправили в Цензурный Комитет, 2 экземпляра - царской семье и т.д. Основная часть книг хранилась в Донском музее. Имелись предложения направить по одному экземпляру (130шт.) во все станицы Области войска Донского, в частности,   в библиотеки при школах и училищах. 100 экземпляров направили в свободную продажу по 7 руб. за  книгу.(ГАРО, Ф.354, оп.1, д.782, с. 63.).

По итогам работы 12 художников и один декоратор были Высочайше награждены орденами: В.М. Лопатин, архитектор-художник - орденом св. Анны 3-й степени, а  художники : Н.Г. Масленников, А.В. Троицкий, В.А. Поярков, Д.М. Кардовский, И.Ф. Порфиров, Е.И. Гружевский, И.Ф. Попов, В.Н. Попов, А.М. Грушин, В.А. Плотников и М.Е. Ватутин  - орденами св. Станислава 3-й степени. Декоратор Елисеев награжден  серебряной нагрудной медалью . (ГАРО, Ф. 354, оп.1, д.779, с.13). Строитель собора, реальный автор его проекта наряду с архитектором А.А. Ященко, инженер-полковник К.Х. Лимаренко получил очередное звание генерал-майор и поселился  в Новочеркасске.

Недавно назначенный на Донскую кафедру Архиепископ Донской и Новочеркасский Владимир, при осмотре  Вознесенского собора отметил наличие в нем таких святынь и древностей  как: икона  Успения Божией Матери  со святыми мощами, преподанную Войску Донскому Митрополитом Киевским Платоном, бывшим Архиепископом Донским и Новочеркасским (1867-1877 г.), евангелие времен Петра Великого, весом больше пуда, серебряное блюдо, поднесенное Донским дворянством первому Донскому Архипастырю Высокопреосвященному Афанасию в 1843 г., кресты, Евангелия и сосуды, пожертвованные в Вознесенский собор в разное время Войсковыми Атаманами Платовым, Иловайским, Власовым, а также другими  благочестивыми прихожанами,  обратил внимание «на весьма ценную соборную плащаницу (5 тыс. руб.) работы Постникова» («Донские епархиальные ведомости», № 35 от 11 декабря 1908 г., с.973)

Готовясь достойно встретить приближающееся 100-летие со времени “одоления Наполеона”, т.е. победы над французами в Отечественной войне 1812 года, на Дону создали особую комиссию под председательством генерал-лейтенанта А.А. Смагина. Эта комиссия рекомендовала провести часть мероприятий в связи с юбилейной годовщиной и, в частности, такие как:   “1) устроить в Новочеркасске дом на 25 человек инвалидов Донского войска (нижних чинов). 2) Поместить в Новочеркасском кафедральном соборе на мраморных плитах имена кавалеров ордена св. Георгия, награжденных за отличие в боях 1812-1814 годов и имена генералов и офицеров, павших в этих боях...5) Переименовать некоторыя улицы г. Новочеркасска, назвав их по фамилиям наиболее отличившихся генералов."(“Донская Церковная Старина”, вып. 1V, 1915 г., отд. 11, с. 108). В частности, переименовали бывший Троицкий проспект в Баклановский в 1909 г. Предлагалось также устроить памятник в честь героев Отечественной войны  1812г., но “ни денег, ни охоты собирать эти деньги у нас не имеется”(там же, с. 111). Первый   пункт был выполнен и на углу нынешних улиц Троицкой и Б.Хмельницкого построили “Инвалидный дом” с колоннами, принадлежащий ныне ЮРГТУ (НПИ), на фасаде которого до сих пор просматриваются цифры “1812” и “1912”.

Память героев Дона стала будоражить не только умы общественности, но и Войскового начальства. В частности, от  Войскового Атамана  барона фон Ф.Ф. Таубе  в Главное управление казачьих войск при Военном министерстве еще 23 июня 1909 г. поступила просьба разъяснить Войсковому правительству - имеет или не имеет оно право “по своему усмотрению помещать в имеющуюся при войсковом соборе  усыпальницу  прах героев Донского войска?” Проблема возникла в связи с тем, что на первую попытку Войскового правительства (еще весной 1907 г.) принять решение о помещении в эту усыпальницу праха героя Отечественной войны 1812 г. генерала Ефремова, Архиепископ Донской и Новочеркасский Владимир отвечал отказом. Возражение мотивировалось тем, что при строительстве под Вознесенским собором в нижнем подвале 24-х мраморных саркофагов, планировалось хоронить в них не прошлых героев Дона, а нынешних и будущих. Епархиальным начальством особо подчеркивалось то, что если разрешить  перезахоронить в усыпальницу собора из хутора Старо-Баклановского Баклановской станицы прах героя Отечественной войны 1812 г. генерал-лейтенанта Ефремова,  как героя прошлых лет, то таковых героев на Дону найдется немало и усыпальница быстро заполниться, а тогда  некуда будет хоронить героев нынешних и тем более будущих.

Переписка по данному вопросу постепенно перекочевала из Военного министерства  к Обер-Прокурору Святейшего Синода, а затем и в сам Святейший Синод. В начале  они поддерживали решение Донского Архипастыря о воспрещении захоронения в Новочеркасском соборе генерала Ефремова, как героя прошлых лет. Но постепенно Войсковое правительство  наращивало свою настойчивость и предложило захоронить в усыпальнице собора наряду с прахом генерала Ефремова останки героя Кавказских войн генерала Бакланова, с учетом  100-летия со дня его рождения в 1809 г. Но Архиепископ Донской и Новочеркасский Владимир, а вместе с ним и Святейший Синод, ответили и на это предложение отказом. Тем не менее, в 1910 г. Войсковой Атаман барон фон Таубе вновь обращается в Военное  министерство, а  по соответствующим каналам  в Святейший Синод,  с просьбой разрешить вопрос о захоронении в усыпальнице собора теперь уже трех героев: генерала Ефремова, генерала Бакланова и генерала Орлова-Денисова (также героя Отечественной войны 1812 г.). И, наконец-то, разрешение получили: ”Святейший Синод со своей стороны не встречает препятствий к разрешению перенести в имеющуюся при Новочеркасском соборе усыпальницу прах героев Донского войска: генерал-лейтенанта Ефремова, генерал-адьютанта графа Орлова-Денисова и генерал-лейтенанта Бакланова ...”(определение Св. Синода за № 6340 от 14-24 августа 1910г.) . Таким образом, к концу 1910 г. разрешение на перезахоронение в усыпальницу собора праха указанных героев Дона  получили.

Но читатель уже  возможно обратил  внимание на то, что в этом списке нет пока самого известного героя Дона – Войскового Атамана М.И. Платова. Это действительно так. Как ни странно сегодня нам это отмечать, но вопрос о перезахоронении героев Дона решался именно  в такой временной и исторической последовательности, как мы изложили, а с другой стороны в списке героев не было М.И.Платова. Только 17 февраля 1911 года  Предводитель Дворянства войска Донского  А.П. Леонов обратился к Святейшему Синоду с предложением “о перевезении останков Войскового Наказного Атамана войска Донского графа Платова в усыпальницу Новочеркасского кафедрального собора”. Это предложение  сформулировал полковник Какурин на Чрезвычайном Областном войска Донского Дворянском Собрании  30 января 1911 г. Святейший Синод своим  определением за № 1681 от 3-10 марта 1911 года вначале отклонил данное ходатайство, но определением от 17-19 августа этого же 1911 г. все же разрешил перезахоронение в усыпальницу Новочеркасского собора праха М.И.Платова. Наконец-то были преодолены все преграды для того, чтобы перезахоронить в усыпальницу войскового Вознесенского кафедрального собора прах героев Дона.

4 октября 1911 г. в рамках продолжающейся подготовки к празднованию 100-летнего юбилея Отечественной войны 1812 года и участия в ней Донских казаков, состоялось торжественное перезахоронение в усыпальницу Вознесенского собора останков 4-х героев Дона: Войскового Атамана, генерала от кавалерии, кавалера отечественных и зарубежных орденов, графа, основателя города Новочеркасска М.И. Платова, генерал-адьютанта В.В. Орлова-Денисова, генерал -лейтенанта И.Е. Ефремова  и генерал-лейтенанта Я.П. Бакланова, а также праха особолюбимого  горожанами  Архиепископа Донского и Новочеркасского Иоанна. На другой день с южной стороны собора при огромном стечении народа  открыли памятник герою Кавказских войн генералу Я.П.Бакланову. Завершилась композиция из памятников трем богатырям Дона, вставшим по трем сторонам войскового Вознесенского кафедрального собора: Ермака, Платова и Бакланова. (О торжественной церемонии перезахоронения подробнее см. П.Х Попов “Герои Дона”, Новочеркасск, 1911 г.).

В этом же 1911 г. казак Ф. Шестаков посвятил такие строки историческому событию в стихотворении “Памяти Донских героев”:

      Под сенью соборного храма в гробницах ,

      Донских генералов останки лежат

      И подписи скромно о доблестных лицах

      Их верным потомкам  Донцам говорят:

           Как честно при жизни Престолу служили

           Вожди-генералы, как бились в боях,

           Когда, где и как свои очи смежили,

           Когда в это место положен их прах.

      Напротив, пред Спасом мерцают лампады,

      Вокруг нерушимо простерся покой,

      И, чувствуя прелесть небесной отрады,

      Стоял  я  безмолвно  с поникшей головой.

К сожалению, не было претворено в жизнь в связи с финансовыми затруднениями, а затем началом 1-й Мировой войны, еще одно мероприятие, которое хотели приурочить к празднованию 100-летия  Отечественной войны 1812 г. В  Войсковом Вознесенском соборе на стенах должны были установить мраморные плиты с именами кавалеров ордена св. Георгия, а также казачьих генералов и офицеров,  павших в  Отечественной войне 1812 г.  В храме Христа Спасителя в Москве  частично эту задачу решили ранее, написав на стенах имена некоторых героев – казаков с Дона. Но в столице Донского казачества ее воплотить в жизнь так и не удалось.(“Донские Областные Ведомости”, № 15 , 1914 г.). Не удалось воплотить в жизнь и решение, принятое в 1915 г. об увековечении памяти генерала от кавалерии А.В. Самсонова, бывшего Войскового Наказного Атамана (1907-1909 г.), покончившего с собой после неудачной военной операции (кстати, не по его вине, а по вине генералов Я.Г.Жилинского и П.К. Ренненкампфа) на  германском фронте в 1914 году. После Высочайше разрешенного сбора пожертвований  среди донских казачьих полков, предполагалось в усыпальнице Вознесенского собора в Новочеркасске  поместить рядом с останками героев Дона Платова, Орлова-Денисова, Ефремова, Бакланова  образ Атамана и боевого генерала А.В. Самсонова. Но это решение так и  не было практически осуществлено по неизвестным  нам  причинам.

5 декабря 1914 г. состоялось следующее крупное событие, связанное с  собором. В Новочеркасск приехал Император Николай 11. В городе он посетил несколько лазаретов и госпиталей, в которых наградил раненых на фронте воинов и при большом стечении народа на соборной площади посетил Войсковой храм. Все “градское духовенство” во главе с Архиепископом Донским и Новочеркасским Афанасием встречало Монарха, подъехавшего к  паперти на автомобиле. Вот как кратко описал в своих дневниках Император Николай 11 посещение столицы Дона: "В Новочеркасск приехал к 10 час. Прямо в новый громадный собор (выделено нами – Е.К.) и затем в атаманский дом, где был поч.(тный) караул местной команды и последний выпуск прапорщиков из училища. Посетил два лазарета и позавтракал в поезде. Побывал еще в госпиталях и затем посетил офицерское собрание на чашку чая. Видел раненых донских офицеров. Был в кадетском корпусе, институте и приюте. В 7 час. покинул Новочеркасск."("Новочеркасск и Платовская гимназия в воспоминаниях и документах", вып. 3, М., 1997 г., с. 61).

1-я Мировая война, начавшаяся  20 июля 1914 г. (по ст. ст.), подняла казаков Дона на защиту Отечества от  австрогерманцев. В соборе часто шли службы  с просьбами к Богу о даровании  победы русскому оружию и здравия воинам России. Отсюда, с соборной площади уходили на фронт после молебна многие казачьи части. Сюда же в собор возвращались тела многих казаков, отдавших свою жизнь за Россию. Здесь над ними говорились последние слова, отсюда  в гробах  они направлялись на городские кладбища (“старое” в городе и “новое” на Хутунке ) .

Постепенно Мировая война для России, а затем и для Германии, перешла в революцию  и  гражданскую войну. Дон стал раскалываться на белых и красных, на тех,  кто  продолжал  ходить на встречу  с Богом в собор и тех, кто стал обходить его стороной.

Именно в Войсковом соборе получил благословение на труды во благо Донского казачества  летом 1917 г. первый выборный Атаман Алексей Максимович Каледин и именно он отпевался  в соборе 2 февраля (по ст.ст.) после своего рокового выстрела 29 января 1918 г. (по ст. ст.), окончившего его земную жизнь. Вслед за ним получил  благословление в соборе и второй выборный Атаман Алексей Михайлович Назаров, которому суждено  через несколько  недель быть расстрелянным  красногвардейцами, занявшими Новочеркасск. По воспоминаниям балтийского моряка Михаила Пантюхова: "На одном из пяти золоченых куполов (собора – Е.К.) – не то дыра, не то заплата. Это в 1918 году влепил из шестидюймовки матросский поезд." (Пантюхов Михаил "Красная линия", 1973 г., с. 208). Вскоре после захвата города  в соборе появились красногвардейцы с требованием показать колокольню, на которой по их сведениям казаки, якобы,  спрятали пулемет. Не найдя пулемет  красногвардейцы “в шапках, с ружьями на перевес ...вошли в храм, проникли в алтарь, штыками сорвали облачения с престолов главного и в первом приделе, приподняли и повредили мраморную доску главного престола: “искали казаков...”(Донской Край”, № 18 от 11(24) мая 1918г.).

Летом 1918 года на площади  у Вознесенского собора  проходит смотр боевых подразделений только что сформированной Донской армии, созданной Атаманом Красновым   для борьбы с большевиками. Здесь же  16 сентября 1918 г. после молебна в соборе Донской Атаман П.Н. Краснов принесет клятву на верность Всевеликому войску Донскому. В соборе в начале февраля 1919 г. произносились благодарственные молитвы и в честь нового Донского Атамана  А.П. Богаевского. В феврале-марте и апреле 1919 г. в соборе отпевали многих известных людей Дона и Новочеркасска, погибших от эпидемии холеры. Не раз возносились молитвы  соборного духовенства о даровании победы Донской армии над Красной армией, наступающей на Новочеркасск.

Но логика истории неумолима. На Рождество Христово 1920 г. Новочеркасск оставляется  казачьими частями Донской армии. Город, как и Войсковой собор, вошел в новый,  неведомый ранее этап советского развития, этап атеистический,  богоборческий  по своей сущности.

Кирсанов Е.И., историк-краевед 
town@nоvoch.ru
, spm111@yandex.ru

 

spm111@yandex.ru

 

Copyright © 1996-2002 Cossack Web. All rights reserved.

Реклама