|
Женский костюмЖенский
костюм — это целый мир. Не только каждое
войско, каждая станица и даже каждый
казачий род имели особый наряд, который
отличался от иных если не совершенно, то
деталями. Замужняя женщина или девушка,
вдова или невеста, какого она рода и даже
сколько у женщины детей... Чем
дальше в глубь веков,
тем отчетливее видно назначение одежды:
не только оберегать человека от жары и
холода, от непогоды, но и от злых сил; быть
паспортом и визитной карточкой
одновременно. Даже в фабричного пошива
городских костюмах наших бабушек это можно
прочитать. В средневековье костюм был
открытой книгой... Казачий
женский костюм
прошлого резко отличался от других женских
костюмов России, потому что в основе
своей был тюркским. Казачки носили
шаровары: на Нижнем До ну и на Кавказе —
широкие, на Среднем, Верхнем Дону и на Яике
— узкие, похожие на брюки-дудочки. Носили
также юбку-плахту, мужского покроя сорочку
и кафтан — казакин или
чапан. Голову покрывали несколькими
платками или замысловатыми головными
уборами: рогатыми киками, тюрбанами, «корабликами»...
Поверх платков надевалась казачья соболья
шапка. Близость к восточным традициям
просматривается даже сегодня в деталях,
которые сохранились в быту станичниц.
Например, «знуздалка», или «замуздка», —
платок, которым прикрывали часть лица.
Этому обычаю никогда не следовали
иногородние женщины, а казачек дразнили «татарками». Со
временем костюм верхнедонских казачек стал
сильно отличаться от костюма нижнедонских.
Вероятно, причиной тому был приход большого
числа новопоселенцев, в частности,
украинских крестьян — крепостных донского
дворянства. На Верхнем Дону появляется
белая домотканая одежда с большим
количеством вышивки. Нижний Дон
предпочитает видеть на казачках цветное
платье, но не пестрое. Платье очень близкое
по покрою к татарскому и к кавказскому, так
называемый кубелек (тюрк, мотылек),
действительно напоминает силуэтом
распахнутые крылья бабочки. Характерно и
обилие кружев. Кружева же, как и вышивка,
штука магическая. В древности это были
знаки, которые защищали грудь, руки и голову.
Магические знаки — оберег от злых духов.
Поэтому, когда одежда изнашивалась, кружева
срезали и хранили отдельно. Поскольку они
имели особую ценность, их часто пришивали
на новую... У
казаков и
сейчас кружева
«заплетают на
судьбу», по
кружевам гадают. Конечно, древний смысл
кружев большей частью утрачен. Но если
сегодня и не верят в их охранительную силу,
носить тем не менее продолжают с
удовольствием. На
смену старинному костюму пришла одежда,
схожая с той, которую носили соседи казаков
— русские, украинцы, жители Кавказа. Так, в
костюме гребенской казачки неотъемлемой
частью является башлык. Он приспособлен для
повседневной жизни... Казачки в нем даже
детей носили за спиной. Во
времена кровавых петровских реформ и еще
раньше, во время церковной реформы Никона,
на Дон и на Яик хлынул поток беженцев-старообрядцев.
Они принесли старинный женский костюм из
глубины России.
Сохраняя его по религиозным мотивам, до
самого недавнего времени казачки-старообрядки
в повседневной
жизни носили сарафаны и кафтаны покроя
времен Ивана Грозного... После
превращения казачества в сословие, а еще
точнее, после наполеоновских войн, казаки
принесли на Дон, Кубань и Яик европейский
женский костюм, который буквально завоевал
казачьи края. Исчезли шаровары, потеряла
смысл «запаска» — юбка из двух полотнищ
ткани, которые «запахивались» (отсюда и
название, а не от «запаса»)... Может
быть, потому, что мужчины-казаки были
обязаны носить мундир и ничего, кроме него,
строевым казакам носить не дозволялось,
женщины следовали последним веяниям моды и,
как правило, старались одеваться по-городскому.
|
||||
Copyright © 1996-2002 Cossack Web. All rights reserved. |