|
ДОНСКИЕ КАЗАКИ — одна из ветвей
Казачьего народа, народ славянской речи,
живущий на берегах реки Дона и его притоков;
Д. К. всегда составляли особое политическое
общество, возникшее из остатков донских и
приазовских племенных образований. Далекие
предки Д. Казаков были в какой то мере
связаны генетически со скифсним народом
Сака или Саха, туранская часть которых была
известна греческому географу уже во время
жизни Христа. как Коссахи или Белые Сахи («кос»
по скифски значило «белый»). Вместе с тем,
Кос Сахи - только диалектная форма
этнического имени Коссака. На Дон имя
Коссаков пришло очень рано. Гасакос,
Касагос, Касакос неоднократно встречаются
именно в Танаидских (по-донских)
инскрипциях античной эпохи (В. В. Латышев,
Всеволод Миллер). Каким образом оно
оказалось здесь и распространилось на
местные славянские племена, пока
исторически не выяснено. Но, судя по данным
археологии, принесли его из Закавказья в
Приазовье скифские племена, Удзы, Тореты,
Сираки, история которых после отчетливо
связалась с историей казачьей. Более точные
данные появляются в
VII в. когда
Аноним Равенский называет Дон родиной
Северов, а вслед за этим арабские источники VIII
в. начинают вспоминать о Сакалибах. живших
на Среднем Дону. Следовательно, имя с корнем
«сака» (сакалибы) относится к Подонским
Славянам уже в раннее средневековье. Для
той же эпохи русская археология
обнаруживает на Дону поселения и
погребения смешанного типа (славянского,
асаланского и тураиского). На Иловле и
Медведице, там, где арабские историки
указывают Сакалибов, персидская география
десятого века (Гудуд ал Алэм) помещает
Бродников (Б. радас). А Бродники это племена
общепризнанных казачьих предков. В той же
география Приазовье называется Землей
Касак. На этой Земле Касак, судя по Макарьев-ским
Четьи Минеям, от древности проживал
скифский народ Козары. языка славянского.
Большая часть русских летописей вспоминает
там Касагов или Касогов, а Никаноровская и
Вологодско-Пермская летописи - народ Казягь,
который в 1025 г. поставлял воинов в дружину
своего Томаторканского князя Мстислава.
Подонских Бродников летописцы узнают в XII
в., когда северные русские князья стали
пользоваться их военными услугами. Однако,
в 1223 г. Бродники
оказались по стороне Татар и со своим
вождем Плоскынею способствовали поражению
Русов на р. Калка. От этого времени их имя
попадает и в некоторые акты Западной Европы,
как название народа, жившего за половецкими
степями, а следовательно, в подонской лесо-степи. Бродники,
Козары-Славяне и Казяги оставались на Дону
и в первое время власти Золотой Орды, точнее
от 1257 года до 1595. Пока в империи царило право
и порядок, они охраняли ее границы и были
известны под общим именем Казаков. Для них
была учреждена Подонокая и Сарайская
христианская епархия. Когда же в землях
Золотой Орды начались неурядицы,
междоусобия и преследования христиан,
Казаки выступили по стороне, восставшего
против Татар, Московского князя Димитрия
Донского. Битва на Куликовом Поле принесла
московско-казачьим силам победу над Мамаем,
но окончилась печально для мирного
населения Дона. В наказание за враждебное
выступление Татары трижды разгромили
казачьи поселения и к концу четырнадцатого
века принудили Д. Казаков искать спасения
на севере. До окончательного ослабления
татарских орд Д. К. оставались на окраинах
Северовосточной Руси, начиная от Путивля и
Верхнего Дона, до Камы, Сев. Двины и Белого
моря. Были они также и на землях В. Новгорода.
В 1505 г. в Северскую землю к р. Десне ушли с
юга от Турок Казаки Белгородские и Азовские.
Она заняли совместные кочевья в лесо-степи
и в 1518 г. договорились с Московским князем
Василием о боевой ему помощи. От этого же
времени Северский Донец стал служить
промежуточным этапом для Казаков,
возвращающихся отовсюду на Землю Отцов.
Покидая Крымскую орду, Литву и Московию, они
начали сходиться на его берегах. Крымские
ханы уже не были достаточно сильны для того,
чтобы уберечь на Донце свои права и рекою
завладели Казаки. Вскоре казачье племя Сары
Азман, выделившееся из среды Азовских или
Белгородских Казаков, спустилось к берегам
Дона. Нагайцы увидели в этом действия,
направляемые Москвой, куда и посылали свои
протесты. Они называли пришельцев
Северюками, потому что те пришли из земли
Северской. Но наравне с этим к ним
применяется имя Сары Азманов и Казаков. В
Сары Азманах видна сущность турано-аланская:
корень слова «сары» - «сар» имеет свое
значение и у Тюрков (желтый), и у Финнов (светлый,
белый), а Азманы очень часто встречаются в
скандинавских преданиях девятого века, как
древние жителя Дона (Танаквиса). Прийдя на
Дон, Сары Азманы, очевидно, представляли
собою давно законченный сплав Асов-Аланов,
Славян и Туранцев. Они положили начало
возрождению казачьей жизни на Дону, но их
племенное имя вскоре вышло из употребления,
а восторжествовало, единое для всех
обитателей Дона, имя - Казаки. Постепенно
исчезли также и иные названия и прозвища,
Бродиники, Козары, Торки, Берендеи, Черные
Клобуки и т. п. Дольше
других держалось, принятое у Русских,
наименование Донские Черкасы.
|
||||
Copyright © 1996-2002 Cossack Web. All rights reserved. |