|
Головные уборы. Прически. Украшения
Серьги
(у мужчин) означали роль и место казака в
роду. Так, единственный сын у матери носил
одну серьгу в левом ухе. Последний в роду,
где нет, кроме него, наследников по мужской
линии, носил серьгу в правом ухе. Две серьги
— единственный ребенок у родителей. Кроме
символического, сакрального значения
языческого древнего оберега серьги играли
и утилитарную роль. Командир при равнении
налево и направо видел, кого следует в бою
поберечь. Казаки
традиционно следили за собственной
внешностью. Исходило это прежде всего из
уставных требований об опрятности. Так,
строевого казака старший по званию мог
прямо на улице заставить разуться и
показать чистоту ног или нижнего белья — от
этого в боевой обстановке, в походе, где
любая болезнь разносится мгновенно, как
пожар, часто зависела жизнь целого
подразделения. Однако были и другие причины.
Казак постоянно был на людях. В отличие от
солдат, которые месяцами не выходили из
расположения части, казакам часто
приходилось куда-то скакать с поручениями,
почтой, переезжать с место на место. Даже на
службу они отправлялись особым образом.
Собранный в станице полк получал приказ к
определенному сроку быть, скажем, в Москве
или в Петербурге, рассыпался на звенья по
три-пять человек и добирался до
назначенного места самостоятельно. При
этом шли разными дорогами, чтобы не
отягощать постоем крестьян, у которых
останавливались ночевать и за чей счет
кормились. Вот эта особенность службы
заставляла казаков уметь быть желанными
гостями. Казак просто обязан был быть
обаятельным, веселым, приветливым и
остроумным. И так было на самом деле —
казаков ждали, потому что с ними в
крестьянских избах поселялось веселье.
Бывалые, остроумные, веселые люди всегда
были разговорчивы, добродушны, могли попеть
и поплясать. Не случайно за казаками бежали
ребятишки, провожая их далеко за околицу. Но и
этому следовало учиться. Такой школой была
традиционная казачья «беседа». Молодые
казаки покупали в складчину вино. Для
беседы выбирался гулебный атаман, кошевой...
Все происходило, как на кругу, только это
был шутливый, веселый круг, где казаки и
пели, и плясали, и обменивались шутками. Происходило
это обязательно далеко от дома, в степи,
чтобы никто не видел подгулявших казаков. В
соответствии с казачьей моралью казак мог
пить сколько угодно, но не имел права
напиваться допьяна. Особой приметой беседы
была серебряная чарка — пили из нее по
кругу, а вино черпали из ведра. Чарка
сохранялась от беседы к беседе у кошевого,
для которого большим преступлением было
чарку потерять. Особенностью казачьих
бесед было то, что «гулеванили по годам».
Старик никогда бы не пошел на беседу с
младшими по возрасту. Старики собирали
беседы где-нибудь в саду, там откапывался
бочонок вишневки, там, сидя на коврах,
старики пели и разговаривали до утра.
Избранным молодым разрешалось бывать на
стариковских беседах, что считалось
большой честью. Собирались на беседы и
женщины, как правило, вдовы старших
возрастов. Но такие беседы проходили обычно
за закрытыми ставнями. Появление на них
замужней женщины не поощрялось, а если
вдруг в веселом кругу оказывалась девушка,
то крутая отцовская разборка ждала всех
домашних, перепадало и теткам, и крестной...
В казачьих винодельческих краях культура
застолий была очень высока. Это
выражалось, в частности, в том, что
пьяниц не было, всякий
захмелевший казак был презираем, потому
отсыпался в степи и потом задами,
стараясь никого
не встретить,
добирался домой, чтобы никто не видел
его «неисправным».
|
||||
Copyright © 1996-2002 Cossack Web. All rights reserved. |