|
СДАЧА
РОССИЕЙ КУБАНИ
В конце
80-х за спиной у турок-месхетинцев полыхали
родные дома: после конфликта в Ферганской
долине из Узбекистана уехало около 90 тысяч
человек. 300 из них приняла по официальному
приглашению краевой администрации
гостеприимная Кубань... Турок-месхетинцев
в начале 90-х встречали на Кубани хлебом-солью.
Дружба и интернационализм - святые понятия,
которые в те времена еще не были забыты.
Когда турки-месхетинцы начали уезжать из
Узбекистана стремительным потоком, Россия
определила им места на жительство -
Ростовскую, Ярославскую, Курскую и другие
области. Однако турки все чаще заворачивали
на Кубань. В 1996 году в крае их было уже около
восьми тысяч. На
Кубани турки-месхетинцы заселялись отчего-то
не в Белой Глине, а в хорошем месте -
Крымском районе, где до моря рукой подать и
земля не суглинок, а прекрасный чернозем. «Дайте
нам отдышаться от Ферганы, и мы уедем», -
говорили они тогда, поглядывая на местное
население с уважением. Крымчане их жалели: «Натерпелись,
бедные...» Народ оказался никому не нужен –
ни Турции, ни Грузии, ни Узбекистану. Турки
скупали дома у крымских татар, уезжавших в
Украину, заводили детей. Они уже отдышались,
но ни в какой Ярославль ехать не собирались. Чужой
беды не бывает - нас к этому приучали с
детства. Русский народ привык делиться с
обездоленными последним куском хлеба.
Однако шли годы, и вдруг обнаружилось, что в
классах некоторых школ Крымского района по
два-три русских ученика. Учителя в отчаянии:
многие дети не понимают по-русски, классы
неуправляемы, и все чаще учителя вместо
привычных слов: «Тихо! Не балуйтесь!» –
произносят фразу: «Говорить по-русски!» В
поселке Нижнебаканском, к примеру, из 66
классов 24 – турецких. Сейчас
стало очевидно: беженцы из Ферганской
долины так закрепились на Кубани, что стали
жить в чужом монастыре по своему уставу. В
крае проживает уже более 26 тысяч турок-месхетинцев,
временную регистрацию при этом имеют
только 1400 человек. В Неберджаевской и
Нижнебаканском турки-месхетинцы и курды
составляют 80 процентов населения. Заметьте
это не беженцы из горячих точек России, а
граждане другого государства. Когда
надо, они об этом сами вспоминают. К примеру,
когда приходит пора служить в армии. За 11
лет ни один турок-месхетинец не пошел в
солдаты: мол, мы же иностранцы, нам не
положено. Зато лидеры турецко-месхетинской
диаспоры не прочь заняться политикой. Они
заявили, что месхи имеют право принимать
участие в выборах. При этом ссылаются на
закон Краснодарского края, где сказано, что
допускается участие в выборах «иностранных
граждан, постоянно или преимущественно
проживающих на территории муниципального
образования, в котором проводятся выборы».
Заметим, что это относится только к
гражданам Белоруссии, с которой у России
есть соответствующие соглашения. Почему
так стремятся к участию в выборах лидеры
общественной организации «Ватан»? Не
только для того, чтобы закрепить свое
пребывание на Кубани, - они хотят провести
во власть своих людей и лоббировать с их
помощью собственные интересы. Найдя
поддержку кое в каких международных,
московских и местных кругах, лидеры общины
заявляют, что намерены натурализоваться на
Кубани и о том, что их поддерживает турецкое
посольство... Плотное
соседство не укрепило дружбу, а наоборот -
обострило межнациональные отношения. За
последнее время в крае зафиксировано более
пятидесяти конфликтов, многие из которых
едва не привели к массовым беспорядкам.
Власти долгое время заминали такие
инциденты, боясь разжигания
межнациональной розни. Нас убеждали, что на
Кубани царят мир и дружба. Но местные жители
уже не могут молчать. В 1995
году на хуторе Армянском турками была
предпринята попытка изнасилования старика-инвалида.
Горбатый дед пытался отбиваться, за что был
изрезан ножами. Через год в поселке
Виноградном были изнасилованы два русских
мальчика (15 и 6 лет). Возмущению собравшегося
на сходе народа не было предела. «Мы вас
жалели, а вы что делаете?» - кричали женщины.
Сдержать возмущение людей тогда удалось с
большим трудом. Турецкую семью, где жил
насильник, выселили из поселка. Казаки
вынесли вещи и забили окна, и никто не смог
обвинить их в самоуправстве. В 1999 году
аналогичное преступление было совершено в
станице Киевской. 26 мая 2000 года турок
изнасиловал 14-летнего мальчика-детдомовца.
Преступник был осужден к восьми годам
лишения свободы, но это не могло успокоить
народ. Потому что преступлений было уже
слишком много. В гости к солдату, к примеру,
приехала жена, поселилась в местной
гостинице, в это время турки устроили
пьянку и дебош, ходили по номерам, пугали
людей. Мужа-солдата избили, а его жену
насиловали всю ночь. Еле удалось удержать
военных и казаков, чтобы не началась бойня. В
поселке Нижнебаканском избили греков,
оскорбляли их веру. С автоматами
Калашникова и обрезами турки пришли на
разборки. В конфликте участвовало до
пятидесяти человек. Только вмешательство
милиции позволило избежать жертв. Этим же
летом за изготовление и продажу пистолетов-пулеметов,
оснащенных приборами для бесшумной
стрельбы, задержали Ж. Ахмедова, а в местных
оврагах были найдены стрельбища, где кто-то
учился хорошо стрелять. Люди
уже боятся за себя, за своих детей, за
будущее края. Анатолий Косолапов, житель
Крымского района: – Когда
такое было? Чуть стемнело, на улицу не
выходи. Их дети уже заявляют: «Это наша
земля. Скоро всех резать будем». В средней
школе №22, что в городе Крымске, турецкие
ученики ударили учительницу бутылкой по
голове, она попала в больницу. Кто за это
ответит? В районе распространяются
наркотики, многие турки их употребляют. Эта
зараза появилась и в наших школах. Я сам жил
в Чечне, в Гудермесе, и знаю, как там все
начиналось – очень похожая картина.
Сначала издевались над русскими, а потом
началась война. Если все так и дальше пойдет,
скоро надо будет русским мигрировать с
Кубани. Вот
мнение другого местного жителя, Александра
Якубенко: «Почти никто из турок не работает.
В поселке Саук-Дере, например, восемь
человек из тысячи трудятся, а что делают
остальные? Скупают все в четыре утра на
рынке, а потом перепродают втридорога.
Когда начинается уборка урожая, сметают все
с полей, а потом торгуют по обочинам дорог.
Пенсионеры днем и ночью сторожат свои дачи
от набегов турок. Да и вообще, почему они тут
живут без гражданства и прописки? В Грузию
ехать не хотят. Когда в 1999 году местная
администрация выкупила у одиннадцати
турецких семей дома, они деньги-то получили,
но никуда не уехали. Зато всякие
правозащитники к ним зачастили. Турок им
жалко. А кто нас пожалеет?» –
Ситуация очень тревожная, – считает атаман
Крымского района Виктор Медведев. – Когда-то
мы помогали этим людям обжиться, жалели их.
Но сегодня к нам пошел поток жалоб на
беженцев, кого-то избили, где-то захватили
колхозную землю. Мы против вражды и
противостояния, но если эту проблему сейчас
не решить, боюсь, может случиться большая
беда. Совет
атаманов Кубанского казачьего войска
отослал письма Президенту России и в
Законодательное собрание края, в которых
говорится: «Все международные организации
пытаются рассматривать проблему только со
стороны мигрантов, а создаваемые ими
проблемы, ущемление прав и свобод коренного
населения для них не существуют. Между тем
Краснодарский край балансирует на грани
межнациональных конфликтов». В письме
говорится о том, что пора срочно принять
закон РФ, который определил бы статус
Краснодарского края как приграничного
региона. Всем ясно, что нерегулируемая
миграция грозит национальной безопасности
России. Компактное расселение турок-месхетинцев
привело к изменению демографической
ситуации: в поселках Холмском,
Нижнебаканском, Саук-Дере, станице
Варениковской за последние годы на тысячу
родившихся половина – дети турок-месхетинцев.
Их здесь уже 15 процентов от всего населения,
т.е. достигнут тот предел, за которым, по
оценкам ученых, наступают негативные
социальные последствия. Местные
жители сравнивают свою ситуацию с
косовской, куда албанцы сначала тоже
приехали как мигранты. Возможность
косовского сценария предполагают и
некоторые кубанские аналитики: попытки
создать посреди казачьего края «мусульманский
анклав» могут закончиться вооруженным
конфликтом Л.
ТКАЧЕВА, «Краснодарские известия» (в сокр.) Источник: Казачий
взгляд, № 5, май 2001 г. |
||||
Copyright © 1996-2002 Cossack Web. All rights reserved. |