Казачья Сеть Казачья Сеть

    

КАЗАКИ 
ИСТОРИЯ
ВОЙСКА И РЕГИОНЫ
КАЗАЧЬИ ПЕСНИ
КАРТЫ
БИБЛИОТЕКА
ГРАФИКА
ТРАДИЦИЯ
УНИФОРМЫ
ДЕЛА ВОЕННЫЕ
ОРУЖИЕ
ССЫЛКИ
ГОСТЕВАЯ КНИГА
ФОРУМ
НАЧАЛО

 

 СДАЧА РОССИЕЙ КУБАНИ

В конце 80-х за спиной у турок-месхетинцев полыхали родные дома: после конфликта в Ферганской долине из Узбекистана уехало около 90 тысяч человек. 300 из них приняла по официальному приглашению краевой администрации гостеприимная Кубань...

Турок-месхетинцев в начале 90-х встречали на Кубани хлебом-солью. Дружба и интернационализм - святые понятия, которые в те времена еще не были забыты. Когда турки-месхетинцы начали уезжать из Узбекистана стремительным потоком, Россия определила им места на жительство - Ростовскую, Ярославскую, Курскую и другие области. Однако турки все чаще заворачивали на Кубань. В 1996 году в крае их было уже около восьми тысяч.

На Кубани турки-месхетинцы заселялись отчего-то не в Белой Глине, а в хорошем месте - Крымском районе, где до моря рукой подать и земля не суглинок, а прекрасный чернозем. «Дайте нам отдышаться от Ферганы, и мы уедем», - говорили они тогда, поглядывая на местное население с уважением. Крымчане их жалели: «Натерпелись, бедные...» Народ оказался никому не нужен – ни Турции, ни Грузии, ни Узбекистану. Турки скупали дома у крымских татар, уезжавших в Украину, заводили детей. Они уже отдышались, но ни в какой Ярославль ехать не собирались.

Чужой беды не бывает - нас к этому приучали с детства. Русский народ привык делиться с обездоленными последним куском хлеба. Однако шли годы, и вдруг обнаружилось, что в классах некоторых школ Крымского района по два-три русских ученика. Учителя в отчаянии: многие дети не понимают по-русски, классы неуправляемы, и все чаще учителя вместо привычных слов: «Тихо! Не балуйтесь!» – произносят фразу: «Говорить по-русски!» В поселке Нижнебаканском, к примеру, из 66 классов 24 – турецких.

Сейчас стало очевидно: беженцы из Ферганской долины так закрепились на Кубани, что стали жить в чужом монастыре по своему уставу. В крае проживает уже более 26 тысяч турок-месхетинцев, временную регистрацию при этом имеют только 1400 человек. В Неберджаевской и Нижнебаканском турки-месхетинцы и курды составляют 80 процентов населения. Заметьте это не беженцы из горячих точек России, а граждане другого государства.

Когда надо, они об этом сами вспоминают. К примеру, когда приходит пора служить в армии. За 11 лет ни один турок-месхетинец не пошел в солдаты: мол, мы же иностранцы, нам не положено. Зато лидеры турецко-месхетинской диаспоры не прочь заняться политикой. Они заявили, что месхи имеют право принимать участие в выборах. При этом ссылаются на закон Краснодарского края, где сказано, что допускается участие в выборах «иностранных граждан, постоянно или преимущественно проживающих на территории муниципального образования, в котором проводятся выборы». Заметим, что это относится только к гражданам Белоруссии, с которой у России есть соответствующие соглашения.

Почему так стремятся к участию в выборах лидеры общественной организации «Ватан»? Не только для того, чтобы закрепить свое пребывание на Кубани, - они хотят провести во власть своих людей и лоббировать с их помощью собственные интересы. Найдя поддержку кое в каких международных, московских и местных кругах, лидеры общины заявляют, что намерены натурализоваться на Кубани и о том, что их поддерживает турецкое посольство...

Плотное соседство не укрепило дружбу, а наоборот - обострило межнациональные отношения. За последнее время в крае зафиксировано более пятидесяти конфликтов, многие из которых едва не привели к массовым беспорядкам. Власти долгое время заминали такие инциденты, боясь разжигания межнациональной розни. Нас убеждали, что на Кубани царят мир и дружба. Но местные жители уже не могут молчать.

В 1995 году на хуторе Армянском турками была предпринята попытка изнасилования старика-инвалида. Горбатый дед пытался отбиваться, за что был изрезан ножами. Через год в поселке Виноградном были изнасилованы два русских мальчика (15 и 6 лет). Возмущению собравшегося на сходе народа не было предела. «Мы вас жалели, а вы что делаете?» - кричали женщины. Сдержать возмущение людей тогда удалось с большим трудом. Турецкую семью, где жил насильник, выселили из поселка. Казаки вынесли вещи и забили окна, и никто не смог обвинить их в самоуправстве. В 1999 году аналогичное преступление было совершено в станице Киевской. 26 мая 2000 года турок изнасиловал 14-летнего мальчика-детдомовца. Преступник был осужден к восьми годам лишения свободы, но это не могло успокоить народ. Потому что преступлений было уже слишком много. В гости к солдату, к примеру, приехала жена, поселилась в местной гостинице, в это время турки устроили пьянку и дебош, ходили по номерам, пугали людей. Мужа-солдата избили, а его жену насиловали всю ночь. Еле удалось удержать военных и казаков, чтобы не началась бойня.

В поселке Нижнебаканском избили греков, оскорбляли их веру. С автоматами Калашникова и обрезами турки пришли на разборки. В конфликте участвовало до пятидесяти человек. Только вмешательство милиции позволило избежать жертв. Этим же летом за изготовление и продажу пистолетов-пулеметов, оснащенных приборами для бесшумной стрельбы, задержали Ж. Ахмедова, а в местных оврагах были найдены стрельбища, где кто-то учился хорошо стрелять.

Люди уже боятся за себя, за своих детей, за будущее края. Анатолий Косолапов, житель Крымского района:

– Когда такое было? Чуть стемнело, на улицу не выходи. Их дети уже заявляют: «Это наша земля. Скоро всех резать будем». В средней школе №22, что в городе Крымске, турецкие ученики ударили учительницу бутылкой по голове, она попала в больницу. Кто за это ответит? В районе распространяются наркотики, многие турки их употребляют. Эта зараза появилась и в наших школах. Я сам жил в Чечне, в Гудермесе, и знаю, как там все начиналось – очень похожая картина. Сначала издевались над русскими, а потом началась война. Если все так и дальше пойдет, скоро надо будет русским мигрировать с Кубани.

Вот мнение другого местного жителя, Александра Якубенко: «Почти никто из турок не работает. В поселке Саук-Дере, например, восемь человек из тысячи трудятся, а что делают остальные? Скупают все в четыре утра на рынке, а потом перепродают втридорога. Когда начинается уборка урожая, сметают все с полей, а потом торгуют по обочинам дорог. Пенсионеры днем и ночью сторожат свои дачи от набегов турок. Да и вообще, почему они тут живут без гражданства и прописки? В Грузию ехать не хотят. Когда в 1999 году местная администрация выкупила у одиннадцати турецких семей дома, они деньги-то получили, но никуда не уехали. Зато всякие правозащитники к ним зачастили. Турок им жалко. А кто нас пожалеет?»

– Ситуация очень тревожная, – считает атаман Крымского района Виктор Медведев. – Когда-то мы помогали этим людям обжиться, жалели их. Но сегодня к нам пошел поток жалоб на беженцев, кого-то избили, где-то захватили колхозную землю. Мы против вражды и противостояния, но если эту проблему сейчас не решить, боюсь, может случиться большая беда.

Совет атаманов Кубанского казачьего войска отослал письма Президенту России и в Законодательное собрание края, в которых говорится: «Все международные организации пытаются рассматривать проблему только со стороны мигрантов, а создаваемые ими проблемы, ущемление прав и свобод коренного населения для них не существуют. Между тем Краснодарский край балансирует на грани межнациональных конфликтов». В письме говорится о том, что пора срочно принять закон РФ, который определил бы статус Краснодарского края как приграничного региона. Всем ясно, что нерегулируемая миграция грозит национальной безопасности России. Компактное расселение турок-месхетинцев привело к изменению демографической ситуации: в поселках Холмском, Нижнебаканском, Саук-Дере, станице Варениковской за последние годы на тысячу родившихся половина – дети турок-месхетинцев. Их здесь уже 15 процентов от всего населения, т.е. достигнут тот предел, за которым, по оценкам ученых, наступают негативные социальные последствия.

Местные жители сравнивают свою ситуацию с косовской, куда албанцы сначала тоже приехали как мигранты. Возможность косовского сценария предполагают и некоторые кубанские аналитики: попытки создать посреди казачьего края «мусульманский анклав» могут закончиться вооруженным конфликтом

 

Л. ТКАЧЕВА, «Краснодарские известия» (в сокр.)

 

Источник: Казачий взгляд, № 5, май 2001 г.

 

spm111@yandex.ru

 

Copyright © 1996-2002 Cossack Web. All rights reserved.

Реклама