|
|
Атаман Семенов
О СЕБЕ
ВОСПОМИНАНИЯ, МЫСЛИ И ВЫВОДЫ
Глава 1 ЧТО БЫЛО
Русско-японская
война. Впечатления от неудач на фронте.
Революционная пропаганда. Мое решение
посвятить себя армии. Военные училища и
постановка дела в них. Оренбургское казачье
училище. Начальствующие лица и
преподаватели. Основные принципы
воспитания. Расписание дня. Дух и традиция
училища.
Начало
двадцатого столетия было временем полного
расцвета российского благополучия. Страна
развивалась и богатела, несмотря на
невзгоды в связи с внешними политическими
неудачами 1904-1905-гг. и только что пережитыми
революционными потрясениями.
Период
Русско-японской войны застал меня в родной
забайкальской станице. В то время я жил в
семье своего отца, в поселке Куранжа,
расположенном по среднему течению реки
Онона.
Мне
было 14 лет. Читая в газетах сообщения Штаба
Главнокомандующего, о действиях на фронте
против Японии, я болезненно переживал
боевые события, складывающиеся на фронте не
в нашу пользу. Я никогда не забуду
впечатления, которое произвели на меня
сообщения об отступлении от Ляояна и от
Мукдена. Эти события весьма остро
переживались всем населением России, и
только социалисты разных толков и оттенков
радовались несчастия своей Родины, считая,
что неудачная война создаст обстановку,
благоприятствующую революционным
выступлениям против веками сложившегося
государственного порядка.
Мобилизация
1904 года была встречена повсеместнос бурным
восторгом уверенности в победе. Первые
неудачи на фронте; роковые ошибки нашего
командования, повлекшие за собой утрату
инициативы и глубокий отход; сдача Порт-Артура
и цусимская катастрофа ослабили силу
сопротивляемости армии и погасили в народе
волю к победе. Этим воспользовались
революционеры, возбудившие брожение в
народных массах и спешившие использовать
нараставшее недовольство в своих целях.
Тактика революционеров заключалась в
возбуждении недовольства крестьян и
рабочих. Объектом их действий служили также
и прифронтовые районы, где появились юркие
агитаторы, настраивавшие солдат против
офицеров, которых обвиняли во всех военных
неудачах.
Однако
в то время Россия была велика и
территориально, и экономически. Неудачи
Русско-японской войны не подорвали мощи
страны; экономический порядок не был
нарушен; армия осталась верна присяге, и
потому поднять массы на баррикады не
удалось.
Руководители
революционного движения учли, что без
расстройства экономической жизни страны и
без привлечения к себе симпатий армии они
не могут рассчитывать на успех своего
движения, и потому штаб революции ушел в
подполье и, изменив тактику своей работы,
повел ее в направлении подготовки масс к
новому выступлению при благоприятных
условиях. Эти благоприятные условия
создались в начале 1917 года, когда небывало
тяжелая война подорвала экономическую
жизнь страны и когда вся армия находилась в
окопах. При этих условиях революционеры
сравнительно легко овладели положением и
взяли под полный свой контроль вышедшие на
улицу голодные толпы, направив их на путь
революции. Этот опыт принят к строгому
учету всеми революционерами, и мы видим
теперь, что где бы ни намечалось поднятие
революционного флага, везде предварительно
нарушаются функции экономической жизни
страны, создается хаос и недовольство, при
наличии которых социалисты легко
овладевают положением, суля массам
улучшение экономических условий жизни и
создание такого порядка, при котором все
кризисы будут легко и навсегда изжиты.
Революционная пропаганда при таких
условиях тем действительнее, что
большинство людей всегда склонно
стремиться к лучшему и свою
действительность оценивает ниже того, что
она стоит.
Пришел
1906 год, когда мои родители решили дать мне
возможность поступить в гимназию для
получения дальнейшего образования. К тому
времени я уже два года как закончил
двухклассное училище в станице и был вполне
подготовлен к экзаменам на поступление в 5-й
класс гимназии. С этой целью в июне месяце я
был отправлен в Читу. Повторив с усердием
всю программу, я осенью с полным успехом
выдержал экзамен для поступления в
Читинскую гимназию, но, за отсутствием
вакансий, был вынужден остаться вне стен
учебного заведения и должен был проходить
курс за шесть классов классической
гимназии дома с репетитором, имея в виду
впоследствии сдать экстерном экзамен за 6
классов гимназии и поступить в
Оренбургское военное училище, при котором
находился общеобразовательный класс,
помимо двух специальных. В 1908 году
вступительный экзамен в училище был
благополучно сдан, и я был зачислен юнкером
младшего класса училища.
Постановка
военного воспитания и образования в
военных училищах старой Императорской
России была настолько хороша, что, по
справедливости, она может служить
образчиком и на будущее время, когда Россия
освободится от оков коминтерна и станет
прежней благоденствующей страной, под
сенью которой находили приют и
благополучие все народы ее населяющие.
Военные
училища были организованы таким образом,
что только военные лица, получившие
законченное образование, -имели право быть
в них принятыми. Но вследствие большого
некомплекта в армии офицеров, некоторые
училища, помимо специальных классов,имели
при себе общеобразовательный класс, и в
такие училища принимались молодые люди с
аттестатом за шесть классов гимназии.
Проведя один год в общеобразовательном
классе, они заканчивали свое среднее
образование в объеме программы кадетских
корпусов, после чего переходили на первый
специальный курс.
Что
касается постановки воспитания в училищах,
то за два или три года обработки, которой
подвергался юнкер, он становился
совершенно подготовленным к офицерскому
званию. Война и последующая революция
показали высокое качество и преданность
своему долгу и родине юнкеров военных
училищ, несмотря на то, что во время войны
все курсы были сокращены и
общеобразовательный ценз для поступления в
училище значительно понижен.
Начальником
Оренбургского казачьего училища в мое
время был терский казак, Генерального штаба
генерал-майор Слесарев. По своему
образованию, знанию и любви к порученному
ему делу это был выдающийся офицер, который
пользовался большим уважением и любовью
своих питомцев. Инспектором классов был
ученый артиллерист, окончивший
Михайловскую артиллерийскую академию,
полковник Михайлов, а его помощником —
войсковой старшина Дутов, впоследствии
Войсковой атаман Оренбургского казачьего
войска и известный деятель Белого движения.
Грозой юнкеров был преподаватель
математики, артиллерийский подполковник и
академик Дмитрий Владимирович Нарбут —
строгий педагог, исключительных знаний и
дарований.
Командовал
сотней юнкеров Терец, Войсковой старшина
Бочаров. Он также окончил Академию
Генерального штаба, и потому, помимо
руководства чисто строевой подготовкой
юнкеров, он вел также курс военной
администрации.
Тактику
нам читал Генерального штаба подполковник
Веселаго, талантливый лектор и веселый в
компании
человек. Помимо внедрения в наши головы
чисто научных истин он, при случае,
руководил нашим светским образованием.
Воспоминания
об училище уносят вдаль былого величия и
благополучия нашей родины и вселяют
уверенность в неизбежность ее возрождения.
Мощь армии и те основы, на которых она
воспитывалась, являются краеугольным
камнем всей государственной постройки, и
устойчивость ее осталась непоколебимой,
несмотря на продолжительную войну и
тяжелые потери, пока реформаторы, типа
Керенского, не привили армии бацилл
политической борьбы и партийности, которые
быстро раскололи монолит армии на
враждующие между собой партийные
группировки.
Опыт
был произведен, и результаты оказались
весьма показательны: в короткий срок армия
фактически перестала существовать. Теперь
должно быть ясно, что участие армии в
политической жизни страны может быть
допущено в пределах исполнения своего
долга перед Родиной, во имя ее блага и
охранение незыблемости ее политического
строя. Преступно вовлекать армию в борьбу
политических партий, потому что совершенно
бессмысленно верить в возможность
существования такой идеальной партийной
программы, которую можно было бы считать
безусловным рецептом спасения Родины. На
политическом поле гибкость боевого порядка
и свобода маневрирования необходимы не в
меньшей степени, чем на поле брани; только
при этих условиях возможно отстаивать
реально-выгодные для блага Родины позиции и
идти вперед по пути развития ее мощи и
народного благосостояния.
День
юнкера распределялся так, что для безделия
времени не оставалось. Программа была
весьма обширной, и, кроме того, юнкера
обязаны были ежедневно уделять время для
ознакомления с литературой, как
классической, так и специально военной.
Зимой
день начинался в 6 часов, по сигналу. Через 15
минут после побудки юнкера выстраивались
на утрен-ний осмотр и молитву, после которых
полагалась обязательная прогулка в пешем
строю, продолжавшаяся при всякой погоде не
менее часа
После
прогулки давался утренний чай и начинались
занятия по расписанию — классные и
строевые. С двухчасовым перерывом на обед,
занятия продолжались до 4-х часов дня,
причем около пяти часов ежедневно
отводилось занятиям в классе и три часа —
строю.
Юнкера
особенно увлекались спортом во всех его
видах: джигитовка, вольтижировка,
фехтование, гимнастика, легкая атлетика,
бег и проч. пользовались неизменными
симпатиями юнкеров и процветали в училище.
Вечер
посвящался подготовке к периодическим
репетициям, на которых преподаватели
проверяли знания питомцев, каждый по своему
предмету, и в 11 часов вечера все огни в
помещениях юнкеров тушились.
В
Оренбургском училище, как и вообще у
казаков, между юнкерами разных классов
существовали чисто дружеские отношения, и
то своеобразное явление, которое
наблюдалось в иных, преимущественно
кавалерийских училищах, и которое было
известно под названием «цук», никогда у нас
не наблюдалось. Традиционно казачий
характер взаимоотношений юнкеров между
собою исключал возникновение цука в
училище, в котором воспитывались
представители всех казачьих войск, кроме
Донского. Донцы имели свое войсковое
училище в Новочеркасске на Дону.
До 1908
года юнкера носили каждый свою войсковую
форму и она представляла собою весьма
пеструю смесь цветов и покроя одежды. С 1908
года в училище была введена однообразная
форма, состоящая из мундира с красными
погонами и серебряным галуном вокруг них и
шаровар с синими лампасами. Головной убор —
черная, болыпешерстная папаха или фуражка с
синим околышем и темно-синим верхом.
В
последнюю войну многие воспитанники
Оренбургского училища удостоились высоких
боевых наград — ордена св. Георгия и
золотого оружия, а наш бывший
юнкер,
ныне полковник, Гамалий совершил
совершенно легендарный поход с сотней
казаков через Аравийскую пустыню,
связавшись в Месопотамии с англичанами, за
что и получил высший английский орден за
храбрость и боевые заслуги.
оглавление
продолжение
|