|
Казаки-землепроходцы
Историк
Н. М. Карамзин рассказывает о путешествии
по Сибири «храбрейших и мудрейших»
казаков Бурнаша Елычева и Ивана Петлина «со
товарищи». В других источниках второго
атамана называют Иваном Петровым. Эти
два атамана, снаряженные в путь в 1567 году
царем Иваном Грозным, пересекли всю
Сибирь до Кореи, побывали в Пекине и
привезли удивительные по полноте и
точности описания земель до Тихого
океана с подробными сведениями о Китае,
Монголии и Тибете. Сведения эти, впервые
проникшие в Москву в 16-ом веке, были
огромным вкладом в Европейскую
сокровищницу знания, обогатившуюся
верными сведениями о странах, в которых
побывали атаманы — первые
путешественники, проникшие в Китай
сухопутным путем. До Елычева и Петлина —
Петрова Европа имела редкие сношения с
Китаем лишь кружным далеким путем
морским. В описании атаманов поражает
точность сведений о жизни и нравах до тех
пор неизвестных по существу стран, их
необычайная наблюдательность и
красочность суждений. Отправившись
в путь с миссией «проведывать за Сибирью
государства», атаманы с необыкновенным
мужеством и терпением сумели преодолеть
все невзгоды и опасности дальнего пути
через реки, горы и степи и кочевья
варваров. В представленной ими царю «росписи»
приведены подробные географические
сведения, говорится о состоянии дорог, о
предметах производства, о земледелии, о
религии и архитектуре, указаны
расстояния между городами, измеряемые
временем, необходимым для переезда из
одного места в другое. Перечислив
города и царьков в улусах западной «черной»
Монголии, атаманы подробно рассказывают
о Монголии восточной «желтой», о «Мунгальской»
царице Мачикатуне, которая «указывает по
своей Мунгальской земле, по всем городам,
а кто от нее пойдет в Китайскую землю, она
дает грамоту и печать и они пропустят за
рубеж в Китайскую землю, а буде нет от нее
печати и грамоты — не пустят». Атаманы
сообщают, как и из какого материала
построены в Монголии города, храмы, башни,
стены и частные дома: «во дворе палаты
кирпичные, а потолки у палат высокие,
писаны всякими травами и красками, цветы
разными украшены — не хочется вон итти».
Рассказывается и о внутреннем убранстве
храмов и о богослужениях, о полеводстве,
огородничестве и садоводстве. «А люди в
Мунгальской земле мужеский пол нечистый,
а женский чистый добре, а платья носят по
своей вере хорошо, бархатное и камчатное,
а у кафтанов ожерелья. А лошадей в
Мунгальской земле катырей ишечков много,
а орют плугом. И вино курят из всякого
хлеба, без хмелю... А каменю дорогого нет, а
жемчуг недобрый есть, а серебра много из
Китайской земли». Дают
сведения и о «патриархах»: «два, бритые,
как сядут они в храме, все им поклоняются,
даже цари». По
поводу сообщения туземцев, что один из
патриархов — «кутухт», готорых видели
казаки, «умер и пять лет лежал в земле, но
потом ожил», атаманы пишут: «враки это,
что умер и опять ожил». Посетив
Китай, обстоятельные
казаки подробно
описали Китайскую стену и башни на стене
— «от моря и до Бухар», — отделяющую
Китай от Монголии. Привезли они и
сведения о лавках и о товарах в них, о
харчевнях. «А за
татъбу у них татей вешают, разбойников на
кол сажают, за приписку руки секут». Не
забыли атаманы собрать сведения и о
пернатых: попугаях, павлинах, соколах. «А
царь-богдыхан Китайский Тайбун живет в
Мраморном дворце, в городе добре великом,
белом, как снег, а по углам его 4 башни
высоки и с подзоры с красками лазоревыми
и с желтыми, и украшен тот город всякими
мудростями». Атаманы
выражают сожаление, что, добравшись до
Пекина, они не могли видеть самого
императора, так как не имели от государя
подарков для богдыхана. Не забыто в «Росписи»
и перечисление стран, находящихся в
торговых сношениях с Китаем. «А люди в
Китайской земле мужеский и женский пол
чисты, платья носят своим образцом, а люди
жилецкие, а бой у них огненный, а воюются
они с мунгалы и желтыми, а у мунгалов
ручной бой». «Люди робливы и про Обь
великую реку и вершины и устья не знают». Я
нарочно так подробно изложил содержание
«Росписи» атаманов, не бывших к тому же в
числе «продолжателей» дела Ермака, чтобы
дать ясное представление о том, какую
наблюдательность и добросовестность
проявляли казаки при исполнении
возлагавшихся на них поручений, какие
обстоятельные и подробные рапорты о всем
найденном, виденном и слышанном во время
«поисков новых землиц» они вообще
представляли властям при возвращении
своем.
Источник: Н.М. Мельников «Ермак Тимофеевич» |
||||
Copyright © 1996-2002 Cossack Web. All rights reserved. |