|
Головные уборы. Прически. Украшения
Шапка
— продолжение головы. У казаков папаха или
фуражка играла огромную роль в обычаях и
символике. Папаха с цветным верхом или
казачья фуражка с околышем символизировала
полноправную принадлежность к станичному
обществу. На кругу казаки находились в
шапках. Собственно, ими голосовали. Перед
избранным атаманом шапки снимали, а он свою
надевал. Снимал шапку и выступающий. Если
есаулец нахлобучивал ее обратно — значит,
говоривший лишался слова. Шапку
кидали во двор «хваленке», предупреждая,
что придут свататься. Папаху или фуражку
привозили с войны и клали на божницу, если
казак погибал. В такой дом никто не мог
войти без приглашения старшей в доме вдовы.
Сбитая с головы шапка, равно как и сорванный
с женщины платок, были смертельным
оскорблением, за которым следовала
кровавая расплата. При
возвращении с войны или службы казаки
приносили шапки в дар родовым рекам, бросая
их в волны. Казак, женившийся на вдове,
приносил к Дону или Кубани фуражку
погибшего казака и пускал ее по воде со
словами: «Прости, товарищ, не гневайся. Не
грехом смертным, но честию беру твою жену за
себя, а детей твоих под свою защиту. Да будет
тебе земля пухом, а душе райский покой». В шапку
зашивали иконки и написанные детской рукой
охранительные молитвы. Обычай нашивать на
фуражки и папахи награды — бляшки с
надписью, за что награжден полк, еще больше
увеличил духовную ценность головного убора. За
отворот папахи казаки клали особо ценные
бумаги и приказы. Надежнее места не было —
потерять папаху казак мог только с головой.
|
||||
Copyright © 1996-2002 Cossack Web. All rights reserved. |